Вербализация аксиологического компонента образа учителя в дидактических текстах конца XIX — начала XX в.

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Вербализация аксиологического компонента образа учителя в дидактических текстах конца XIX — начала XX в.


Для цитирования: Смыслова С. Л. Вербализация аксиологического компонента образа учителя в дидактических текстах конца XIX — начала XX в. / С. Л. Смыслова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 88-102. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-88-102

Об авторе:

Смыслова Светлана Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Тюменский государственный университет; s.l.smyslova@utmn.ru

Аннотация:

Аксиологическая составляющая образа учителя определяется тем, что учитель традиционно является ценностной доминантой в системе образования. Изучение вербализации образа учителя в публицистических и научно-популярных текстах конца XIX — начала XX в. помогает составить наиболее полное представление о его роли и месте, об отношении к нему окружающих, о ценностных характеристиках педагогов, оставивших свой след в просвещении России. Кроме того, интересно проследить эволюцию эталонных представлений об учителе, ценностное отношение к нему на разных исторических этапах.

Цель работы состоит: а) в обнаружении характеризующих лексем; б) в определении семантических признаков, формирующих аксиологическую составляющую образа учителя.

Обнаружение ценностного компонента начинается с выявления предикативных и атрибутивных характеристик предмета речи, собственно лексических средств характеризации, в том числе метафорических. Затем из оценочных и образных характеристик, вербализованных разными способами, выделяются эталонные признаки. На основе эталонных признаков и высказываний с открытым оценочным смыслом формулируется ценностное отношение к учителю в дидактических текстах рубежа XIX-XX вв.

С точки зрения авторов научно-популярных и публицистических текстов, посвященных положению дел в образовании, учитель выполняет важную социальную роль и поэтому имеет высокий статус. Наиболее значимыми положительными качествами учителя, соотносимыми с ценностями, являются грамотность в широком понимании, мудрость, добросовестность, доброжелательность, любовь к детям и знание их психологии, терпеливость и вместе с тем строгость, твердость характера, решительность, справедливость. Аксиологические свойства эталонных признаков состоят в способности создать некую модель, ориентир, организующий педагогическую деятельность в соответствии с требованиями общества.

Список литературы:

  1. Азаренко С. А. Образование / С. А. Азаренко // Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проспект, 2004. С. 468-471.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  3. Богуславский В. М. Семантико-стилистическая группа слов, соотносимых с одним понятием / В. М. Богуславский// Синонимы русского языка и их особенности. Л.: Наука, 1972. С. 154-182.
  4. Вестник воспитания. М., 1895. № 5-8. 800 с.
  5. Вестник воспитания. М., 1913. № 2. 366 с.
  6. Демков М. И. О ходе урока и духе обучения / М. И. Демков // Педагогический сборник. 1893. № 3 (июль — декабрь). СПб. С. 141-156.
  7. Кондратьева О. Н. Земледельческая метафора в концептуализации внутреннего мира человека Древней Руси / О. Н. Кондратьева // Менталитет и ментальность. Серия «Этногерменевтика и этнориторика». Вып. 9. Landau: Vergal Empirische Pädagogik, 2003. Кемерово: Графика, 2003. С. 118-121.
  8. Лебедев П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. // П. А. Лебедев; сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
  9. Лубенц Т. Педагогические беседы / Т. Лубенц. СПб.: Издание книжного магазина П. В. Луковникова, 1913. 580 с.
  10. Миропольский С. И. Учитель народной школы, его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей / С. И. Миропольский. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1890. 118 с.
  11. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики / М. В. Никитин. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. 760 с.
  12. Новокшонова Н. Л. Метафоры света и огня в интерпретации жизни / Н. Л. Новокшонова // Миромоделирование в языке и тексте: сб. науч. трудов / под ред. З. И. Резановой. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. С. 59-68.
  13. Образование. 1895. Т. I. № 1-6.
  14. Острогорский В. П. Из истории моего учительства: как я стал учителем / В. П. Острогорский. СПб.: Издание Н. В. Ельманова, 1914. 178 с.
  15. Платонова О. В. Прагматика и риторика дискурса в периодической печати / О. В. Платонова // Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 253-264.
  16. Прибыльский Ю. П. Школа Тобольской губернии в XVIII — начале XX вв.: хрестоматия / Ю. П. Прибыльский. Тюмень: Вектор Бук, 2001. Т. 1. 256 с.
  17. Радонежский Ф. Основы русской школы и современная гимназия / Ф. Радонежский. СПб.: Сенатская типография, 1901. 34 с.
  18. Русская школа. СПб. 1894. № 5-6. 376 с.
  19. Русская школа. СПб. 1894. № 2. 272 с.
  20. Савенков Ив. Учитель народной школы и его обязанности. Дидактический сборник / Ив. Савенков. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1900. 523 с.
  21. Сибирский листок: 1908-1911 / сост. В. Белобородов (при участии Ю. Мандрики). Тюмень: Мандр и Ка, 2003. 656 с. [Газеты Сибири].
  22. Сластенин В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высш. уч. завед: в 2 с. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред В. А. Сластенина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. 288 с.
  23. Соколов П. История педагогических систем / П. Соколов. СПб.: Издание О. В. Богдановой, 1913. 616 с.
  24. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 285 с.
  25. Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 10, 14, 15, 17, 22.
  26. Чернецкий К. Е. Учитель — душа школы / К. Е. Чернецкий. Киев, 1900. 7 с. (Оттиск из журнала «Церковно-приходская школа».)