Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №1(1)

Название: 
Здоровьесберегающее и здоровьесозидающее воспитание


Об авторе:

Малярчук Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; malarchuknn@rambler.ru

Аннотация:

Показано, какую роль система образования играет в деформации духовно- нравственного здоровья подрастающего поколения. Обозначены объективные факторы: превращение образования из ценности в образовательную услугу и административное давление. Описано влияние «стрессовой» тактики педагогических воздействий на состояние здоровья школьников. Акцент сделан на том, что взаимодействие обучающегося с педагогом, который имеет профессиональные деструкции, приводит не только к нарушениям в психосоматической сфере обучающихся, но и морально-нравственным и социальным потерям в обществе. Обоснован принцип — «не навреди», который является базовым в реализации здоровьесберегающего воспитания. Представлены точки зрения ученых о Миссии российского учителя. Показана необходимость здоровьесозидающего воспитания, которое реализуется в рамках социально-личностного подхода и принципов гуманной педагогики.

Список литературы:

1. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9 (108). С. 3-23.

2. Загвязинский В.И. Стратегия развития образования в период его модернизации // Образование и наука. 2003. № 6. С. 15-18.

3. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. М.: Логос, 2014. 140 с.

4. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: Монография. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. 277 с.

5. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 176 с.

6. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11-16.

7. Невский И.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 56-60.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Радянська школа, 1985. 557 с.

9. Малярчук Н.Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. Серия «Педагогика. Психология». С. 71-82.

10. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 575 с.

11. Шуламит Шалит. Молитва Корчака // Вестник online 2003. № 19 (330), (17 сентября).

12. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. 318 с.

13. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика: проблемы и перспективы / Социальный и психолого-педагогический потенциал гуманной педагогики: М-лы межрегион. науч.-практич. конф., посвящ. 10-летию Тюменского научного центра УрО РАО, 23-24 ноября 2005 г. Тюмень: ТюмГУ, 2005. С. 6-14.

14. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92-103.