Актуальные вопросы совершенствования деятельности представительных органов власти по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Право (№3). 2013

Название: 
Актуальные вопросы совершенствования деятельности представительных органов власти по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам


Об авторах:

Мишунина Алёна Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права, Тюменский государственный университет; MishuninaAA@duma72.ru

Сунцов Александр Павлович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет; Suncovap@duma72.ru

Аннотация:

В статье раскрывается актуальность работы депутатов представительных органов власти с обращениями граждан и подчеркивается, что, не являясь участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, установленный Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», депутаты ежегодно рассматривают обращения малообеспеченных граждан, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, пострадавших от пожаров, то есть тех, кому такая помощь должна оказываться участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Авторами подробно анализируется правовой институт обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, раскрывается его правовая природа и актуальность для науки конституционного права. В заключении делается вывод о том, работа депутатов представительных органов власти по осуществлению приема граждан, консультированию их по правовым вопросам является неотъемлемым элементом реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Эта работа также является важным элементом представительной функции коллегиального органа публичной власти, в том числе в целях получения государственными органами и органами местного самоуправления информации от граждан о качестве и недостатках своей работы. Она способствует усилению контроля со стороны граждан за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, является эффективной мерой противодействия коррупционным проявлениям, поскольку представляет собой способ информационного взаимодействия населения с органами публичной власти.

Список литературы:

1.Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерац28.11.2011

2. Решение Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры

и юридической грамотности населения Тюменской области от 30.10.2012 № 43 «О ходе оказания в Тюменской области бесплатной юридической помощи» (Архив автора)

3. Карасева М.В. Конституционное право граждан СССР на обжалование. Воронеж, 1989.С. 10; Любимов А.П. Гражданский лоббизм: процедуры и технологии обращения граждан. М., 1998. С. 4; Дворак А.А. Реализация конституционного права граждан на обращения в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юр. наук. М., 2004. С. 54; Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращения: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 8 и др.

4. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 133.

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Вместе с «Протоколом №1» (подписан в г. Париже 20.03.1952 г.), Протоколом № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963 г.), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163; Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

6. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного совета. 1991. № 52. Ст. 1865.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009.

 № 4. Ст. 445.

8. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. от 27.07.2010, с изм. от 18.07.2012) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.

9. Закон Тюменской области от 27.06.1994 № 1 (в ред. от 07.06.2012 № 50) «О статусе депутата Тюменской областной Думы» // Вестник Тюменской областной Думы. 1994. № 6.

10. Постановление Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 604 (в ред. от 28.06.2012) «О Регламенте Тюменской областной Думы» // Вестник Тюменской областной Думы. Спецвыпуск. 2008. № 1.

11. Постановление Тюменской областной Думы от 22.03.2012 № 171 «О внесении изменений в Регламент Тюменской областной Думы».

12. Информационно-аналитический обзор по итогам работы с обращениями, поступившими в Тюменскую областную Думу с 15 декабря 2011 года по 30 июня 2012 года URL: http://www.duma72.ru/ru/citizens_claims/