Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Экономика (№11). 2013

Название: 
Оценка основных тенденций и структурных сдвигов в торговле услугами России и Китая


Об авторе:

Понкратова Л.А. ,
доцент кафедры мировой экономики, таможенного дела и туризма Амурского государственного университета (г. Благовещенск), кандидат географических наук

Аннотация:

В работе показаны позиции России и Китая в международной торговле услугами, выявлены особенности динамики и структуры. Особенности торговли услугами состоят в том, что до недавнего времени как в теории, так и практической деятельности услуги, не приспособленные к трансграничному обмену относились к «неторгуемым». Впоследствии Генеральным соглашением по торговле услугами понятия «экспорт» и «импорт» услуг были переформатированы в более развернутые определения. Так, экспорт товаров предполагает вывоз товаров из страны-продавца с пересечением границы и ввоз валюты из страны-покупателя. В то время как выезд граждан из страны с туристической целью сопровождается вывозом денег из нее и учитывается в статье «поездки» как импорт услуг. Эти особенности характерны для ряда других видов услуг, ориентированных на потребителя, позволили разработать международный классификатор услуг, который принят в качестве предмета переговоров в международных сделках. Последнее позволило статистической комиссии ООН усовершенствовать методологию учета услуг, предоставляемых потребителю вне зависимости от способа доставки. Представлен анализ внешней торговли услугами России с Китаем. Проведены расчеты по оценке структурных сдвигов в торговле услугами и определены тенденции развития международной торговли.

Список литературы:

1. Manual on Statistics of International Trade in Services. Geneva, 2002.

2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003. 315 с.

3. World Trade Report. 2013. URL: http://www.wto.org/English/res_e/reser_e/wtr_e.htm

4. Центральный банк Российской федерации: официальный сайт. URL: http://cbr.ru (дата обращения: 14.10.2013).

5. Региональная статистика: Учебник. М., 2001. 380 с.

6. China trade in services. URL: http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/c/2013-07-10/226108.shtml (дата обращения: 07.10.2013).

7. Министерство коммерции КНР. 2012. URL: http://www.mofcom.gov.cn (дата обращения: 07.10.2013).

8. Олонцев С.О. Специфика бизнес-отношений промышленных компаний в российско-китайском торговом сотрудничестве // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. №4 (23). С. 165-170.

9. Понкратова Л.А., Чжао Синь. Внешняя торговля Китая: особенности динамики и оценка структурных сдвигов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №2(95). С. 44-53.

10. Царевская Е.А., Понкратова Л.А. Иностранная рабочая сила в приграничном регионе: предпосылки привлечения, отраслевые и территориальные особенности использования // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. URL: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/851-2011-12-15-06-09-19