К проблеме сохранения временных революционных памятников Петрограда: по материалам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2024. Том 10. № 2 (38)

Название: 
К проблеме сохранения временных революционных памятников Петрограда: по материалам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга


Для цитирования: Макарова Е. О. 2024. К проблеме сохранения временных революционных памятников Петрограда: по материалам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 10. № 2 (38). С. 100–115. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2024-10-2-100-115

Об авторе:

Макарова Елена Олеговна, аспирант кафедры истории, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; elenamakarovauj@gmail.com

Аннотация:

Временные революционные памятники Петрограда, установленные в рамках реализации Ленинского плана монументальной пропаганды, были задуманы как один из методов агитации населения средствами искусства. Однако, спешно созданные из гипса и торжественно открытые, в скором времени объекты стали разрушаться.
Цель статьи — изучить деятельность городских властей в 1923 г. по сохранению памятников-бюстов Л. О. Бланки, Д. Гарибальди, Г. Гейне, А. И. Герцену, Н. А. Добролюбову и Т. Г. Шевченко, установленных в Петрограде.
Исследование основано на материалах дела Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, содержащего сведения о процессе проведения ремонтных работ над указанными в статье временными памятниками. Анализ данных архивных документов дает представление о существовании проблемы сохранения временных памятников, ее масштабах и возможных способах устранения.
В статье публикуются фотографии из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Методология работы базируется на принципах историзма и объективности, используется метод сравнительного анализа.
Исследование показало, что в 1923 г. властями Петрограда были предприняты попытки по спасению указанных коммеморативных знаков. Итогом деятельности было продление на определенный период заведомо непродолжительного срока жизни изучаемых памятников-бюстов. Главной причиной их хрупкости являлся материал исполнения, непригодный для длительного нахождения в городском ландшафте. Проблему усугубляли климатические условия северной столицы. В дальнейшем монументы советской эпохи изготавливались из «постоянного материала».

Список литературы:

Баранов Н. В., Веймарн Б. В., Виппер Б. Р., Иогансон Б. В., Кантор А. М., Лебедев В. А., Полевой В. М., Синюков В. Д., Фёдоров-Давыдов А. А. (ред.). 1971. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. 3. 768 с.

Бюст Л. О. Бланки у Балтийского вокзала // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12213302 (дата обращения: 17.11.2023).

В мастерских скульпторов. 1918 // Новая петроградская газета. № 168. 9 августа. С. 4.

Весь Петроград: Адресная и справочная книга г. Петрограда на 1923 г. Петроград: Отд. упр. Петрогубисполкома. 1231 с.

Гапеева В. 1967. Монументальная пропаганда в Петрограде // Искусство. № 11. С. 48–51.

Гарибальди Д., памятник // Санкт-Петербург. Энциклопедия. http://encspb.ru/object/2805469968?dv=2853872334&lc=ru (дата обращения: 09.12.2023).

Зильберштейн И. С., Соловьев А. А. (ред.). 1971. В. И. Ленин и А. В. Луначарский. Переписка, доклады, документы. Литературное наследство. Т. 80. М.: Наука. 766 с.

Кампанелла Т. 1918. Государство Солнца (Civitas Solis) / пер. с лат. А. Г. Генкеля. 2-е изд. Пг.: Изд-во Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. 66 с.

Карпова Е. К. 2023. Женские образы в монументальной скульптуре Петербурга: памятник Софье Перовской работы Орландо Гризелли // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Женская вселенная русского искусства». СПб. С. 198–207.

Кириллова Е. А. 2013. Социальный отбор времен НЭПа: критерии, механизмы, курьезы (по материалам комиссии по «чистке» личного состава Отдела коммунального хозяйства Петрогубисполкома 1923 г.) // Новейшая история России. № 2. С. 202–211.

Кириллова Е. А. 2015. Городское хозяйство в период становления нэпа 1921–1925 гг. (по материалам Петрограда — Ленинграда): дис. … канд. ист. наук. СПб. 224 с.

Кириллова Е. А. 2018. Радищева снесло штормом: в 1918 г. в Петрограде большевики начали менять старые памятники на новые // Родина. № 1. С. 120–121.

Котломанов А. О. 2021. «Ленинский план монументальной пропаганды» — феномен государственного паблик-арта // Terra artis. Искусство и дизайн. № 4. С. 62–76.

Крусанов А. В. 2003. Русский авангард 1907–1932 (исторический обзор): в 3 т. Т. 2. Футуристическая революция (1917–1921). Кн. 1. М.: Новое Литературное Обозрение. 808 с.

Ленин В. И. В. И. Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма, воспоминания / сост., вступ. статья и ком. В. В. Шлеев; худ. В. М. Савченко. 1977. М.: Изобразительное искусство. 550 с.

Луначарский А. В. 1968. Ленин о монументальной пропаганде // Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М.: Советская Россия. С. 197–200.

Луначарский А. В. 2019. Об искусстве: в 2 т. Т. 2. Русское советское искусство. М.; Берлин: Директ-Медиа. 304 с.

Музей Городской Скульптуры. 2014. Утерянные памятники Петербурга // ВКОНТАКТЕ. https://vk.com/wall-33280494_2012 (дата обращения: 17.11.2023).

Музей Городской Скульптуры. 2023. Выставка «Просим снять» в окнах «Невского, 19» // ВКОНТАКТЕ. https://vk.com/wall-33280494_8826 (дата обращения: 11.12.2023).

Памятники. 1920 // Жизнь искусства. № 646/648 (31 дек. — 2 янв.). С. 1.

Постановление СНК об утверждении списка памятников великим людям. 30 июля 1918 г. 1964 // Декреты Советской власти. Т. 3. 11 июля — 9 ноября 1918 г. М.: Политиздат. С. 118–119.

Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию. Часть 2. https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/v-oznamenovanie-velikogo-perevorota-preobrazivshego-rossiyu-chast-2/ (дата обращения: 09.12.2023).

Пунина И. Н., Сперанская В. С. 1978. К 60-летию ленинского плана монументальной пропаганды. Первые памятники Октября // Строительство и архитектура Ленинграда. № 4. С. 20–23.

Семенцов С. В., Сперанская В. С. 2018. Ленинский план монументальной пропаганды и традиции императорской столичной культуры // Вестник гражданских инженеров «Архитектура, градостроительство, дизайн». № 2 (67). С. 37–47.

Силина М. М. 2014. История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920–1930-х годов в СССР. М.: БуксМАрт. 352 с.

Тугендхольд Я. А. 1930. Искусство октябрьской эпохи. Л.: Academia. 198 с.

Федоров-Давыдов А. А. 1927. Скульптура // Печать и революция: журнал литературы, искусства, критики и библиографии. Кн. 7. С. 183–201.

Хазанова В. Э. 1970. Советская архитектура первых лет Октября. М.: Наука. 216 с.

ЦГА СПб. Документы о снятии и установке памятников // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. Р-3183. Оп. 1. Д. 46. Л. 2, 12, 14, 15, 29, 29 об., 31, 32, 57, 83, 83 об., 86, 87, 105, 136, 137.

ЦГАЛИ СПб. Документы о воссоздании в Ленинграде памятника Т. Г. Шевченко, сооруженного и открытого 11 ноября 1918 года и разрушенного в 1925 году // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт Петербурга. Ф. Р-229. Оп. 1-2. Д. 366.

Шалаева Н. В. 2014. План советской монументальной пропаганды: проблемы реализации. 1918–1921 годы // Вестник Челябинского государственного университета. № 8 (337). С. 30–35.

Taras Shevchenko spb old monument 1918–1926. https://en.wikipedia.org/wiki/File:Taras_Shevchenko_spb_old_monument_1918-1926.jpg (дата обращения: 17.11.2023).