Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2020. Том 6. № 3 (23)

Название: 
Персонаж как дискурс на материале минидрамы Э. Елинек «Стена»


Для цитирования: Сиволобова И. А. Персонаж как дискурс на материале минидрамы Э. Елинек «Стена» / И. А. Сиволобова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 94-104. DOI: 10.21684/2411-197X-2020-6-3-94-104

Об авторе:

Сиволобова Ирина Андреевна, аспирант, Тюменский государственный университет; irinasivol@gmail.com; ORCID: 0000-0002-7420-1038

Аннотация:

Данное исследование строится вокруг двух литературоведческих понятий: персонаж и дискурс. В теории литературы персонаж драматического и прозаического текста понимается как герой, выполняющий функции действия и (или) рассказывания. Чаще всего персонаж воплощен в образе человека, обладает индивидуальным характером. Герой зачастую является катализатором сюжета или повествует о каком-то событии.

Современная же театральная ситуация, обозначаемая как постдраматический театр, демонстрирует разрушение традиционного персонажа. Творчество Э. Елинек — одного из главных авторов современной немецкоязычной сцены — рассматривается ведущими европейскими исследователями (П. Янке, М. Майстер, Б. Люке, Т. Ковач и др.) в контексте постдраматического театра. Отказ от традиционной формы персонажа является одним из центральных принципов театральной эстетики писательницы. В терминологии самой Елинек на смену «персонажу» приходит понятие «текстовые поверхности» («Textflächen»): персонаж лишается индивидуальных и психологических черт, не способствует продвижению и развитию сюжета, а существует исключительно как медиатор некоторого сообщения. «Текстовые поверхности» схожи с понятием дискурса, который означает систему организации речевой деятельности.

В статье рассматривается, при помощи каких средств происходит формирование нового типа литературного героя — персонаж как дискурс. В этом состоит актуальность работы. Новизна заключается в том, что материалом исследования служит ранее не рассматриваемая на уровне отечественного литературоведения минидрама «Стена».

Список литературы:

  1. Белобратов А. В. Эльфрида Елинек / А. В. Белобратов // История австрийской литературы ХХ века: в 2 томах / под. ред. В. Д. Седельника. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Том 2. С. 439-460.

  2. Елинек Э. Смысл безразличен. Тело бесцельно: эссе / Э. Елинек; пер. А. В. Белобратова // Смысл безразличен. Тело бесцельно. Эссе и речи о литературе, искусстве, театре, моде и о себе / Э. Елинек; сост. А. В. Белобратов. СПб.: Симпозиум, 2010. С. 403-423.

  3. Ильин И. П. Дискурс / И. П. Ильин // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США: концепции, школы, термины: энцикл. справ. / науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М.: Интрада-ИНИОН, 1996. С. 45.

  4. Котелевская В. В. «Редуцированный» персонаж Эльфриды Елинек в «Обществе спектакля» / В. В. Котелевская // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 2. С. 30-40. URL: https://https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/65 (дата обращения: 29.10.2020).

  5. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман; пер. с нем. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.

  6. Тамарченко Н. Д. Герой литературный / Н. Д.Тамарченко // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. М.: Интелвак, 2003. С. 176-177.

  7. Шевченко Е. В. Постдраматический театр / Е. В. Шевченко // Новый филологический вестник. 2011. № 2 (17) С. 130-135.

  8. Шевченко Е. В. Эстетические эксперименты в драматургии Роланда Шиммельпфеннига / Е. В. Шевченко // Ежегодник РСГ «Русская германистика». Москва: Языки славянской культуры, 2014. Том XI. С. 171-180.

  9. Blödorn A. Paradoxie und Performanz in Elfriede Jelineks postdramatischen Theatertexten / A. Blödorn // Text & Kontext 27. 2005. H. 1/2. S. 209-234.

  10. Dürbeck G. Ideologiekritik im postdramatischen Theater: Thirza Brunckens Uraufführung von Elfriede Jelineks „Stecken, Stab und Stangl“ / G. Dürbeck // Gegenwartsliteratur, Ein germanistisches Jahrbuch 5. 2006. S. 102-123

  11. Günther E. Konfigurationen des Unheimlichen. Medien und die Verkehrung von Leben und Tod in Elfriede Jelineks Theatertexten / E. Günther. Bielefeld: transcript, 2017. 405 S.

  12. Heidegger M. Die Frage nach dem Ding: Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsätzen / M. Heidegger. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1962. 189 S.

  13. Jaeger D. Theater im Medienzeitalter: Das postdramatische Theater von Elfriede Jelinek und Heiner Müller / D. Jaeger. Bielefeld: Aisthesis, 2007. 173 S.

  14. Jelinek E. Der Tod und das Mädchen 5. Die Wand / E. Jelinek. 2002. URL: https://www.elfriedejelinek.com/fprinz5.htm (дата обращения: 6.07.2020).

  15. Jelinek-Handbuch / P. Janke (Hrsg.). Stuttgart: Metzler, 2013. 447 S.

  16. Kovacs T. Drama als Störung. Elfriede Jelineks Konzept des Sekundärdramas / T. Kovacs. Bielefeld: Transcript, 2016. 314 S.

  17. Lücke B. Die Bilder stürmen, die Wand hochgehen: Eine dekonstruktivistische Analyse von Elfriede Jelineks Prinzessinnendramen. Der Tod und das Mädchen IV. Jackie und Der Tod und das Mädchen V. Die Wand / B. Lücke / Literatur für Leser. 2004. H. 1. S. 22-41.

  18. Pommé M. Ingeborg Bachmann — Elfriede Jelinek. Intertextuelle Schreibstrategien in Malina, Das Buch Franza, Die Klavierspielerin und Die Wand / M. Pommé // Kunst und Gesellschaft. Röhrig Universitätsverlag, 2009. Nr. 6. 467 S.

  19. Poschmann G. Der nicht mehr dramatische Theatertext. Aktuelle Bühnenstücke und ihre dramaturgische Analyse / G. Poschmann. Tühingen: Max Nicmcycr, 1997. Bd. 22. 393 S.

  20. “Sinn egal. Körper zwecklos”. Postdramatik — Reflexion und Revision // Janke P. Elfriede Jelinek: Werk und Rezeption / P. Janke, T. Kovacs. Wien: Praesens Verlag, 2014.

  21. Strigl D. Gegen die „Wand“. Zu Elfriede Jelineks Lektüre von Marlen Haushofers Roman in „Der Tod und das Mädchen V“ / D. Strigl // Modern Austrian Literature 39. 2006. Nr. 3-4. S. 73-96.