Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Лингвопрагматический анализ региональных товарных знаков


Для цитирования: Гаврикова Э. О. Лингвопрагматический анализ региональных товарных знаков / Э. О. Гаврикова, Н. В. Кайзер-Данилова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Том 5. № 1. С. 48-61. DOI: 10.21684/2411-197X-2019-5-1-48-61

Об авторах:

Гаврикова Элина Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, Тюменский государственный университет; elina_gavrikova@mail.ru

Кайзер-Данилова Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, Тюменский государственный университет; fraukaiser@mail.ru

Аннотация:

В статье представлены результаты лингвопрагматического исследования региональных товарных знаков на примере наименований мясосодержащих продуктов с целью определения результативности предпринятых товаропроизводителями рекламных стратегий, тактик и приемов для продвижения товара на рынке, его позиционирования и брендирования. Предпринята попытка обосновать выделение в ономастической системе языка разряда наименований мясных изделий, предлагается новый термин — карноним. Выявлены и описаны их смысловые компоненты и активные словообразовательные модели, установлена их продуктивность. Региональная ономастическая лексика рассматривается как источник лингвистической, социокультурной и лингвоэтнической информации, эксплицирующий культурно маркированное и прагматически значимое содержание. Описание региональных прагматонимов характеризует языковую картину сибиряка, его современную когнитивную картину мира.

Список литературы:

  1. Горская Н. Л. Структурно-семантические и морфологические особенности словесных товарных знаков / Н. Л. Горская // Грамматические и лексико-семантические исследования в синхронии и диахронии. Калинин: Изд-во Калининск. гос. ун-та, 1975. С. 26-41.
  2. Исангузина И. И. Прагматонимы в ономастическом пространстве: семантический, лингвокультурологический и синтаксический аспекты (на примере названий кондитерских изделий) / И. И. Исангузина // Вестник Башкирского университета. 2008. Том 13. № 4. С. 990-993.
  3. Кара-Мурза Е. С. Новые времена — новые имена. Коммерческое имя как риторическая и маркетологическая проблема / Е. С. Кара-Мурза // М. В. Ломоносов и современные стилистика и риторика: сборник статей: к 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 282-303. 
  4. Комолова З. П. Лексико-семантическая система прагмонимов (на материале товарных марок в СССР и США) / З. П. Комолова // Материалы научного симпозиума. Серия «Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики». М., 1971. Ч. 2. С. 396-399. 
  5. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дис. …  д-ра филол. наук / И. В. Крюкова. Волгоград, 2004. 41 с.
  6. Крюкова И. В. Типы ассоциативных реакций при восприятии коммерческих номенов / И. В. Крюкова // Методы современной коммуникации. М., 2002. Вып. 1. С. 119-127.
  7. Мордвинова Н. Г. Словесные товарные знаки алкогольных напитков (на материале русского, чувашского, французского, итальянского, испанского, немецкого и английского языков): автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. Г. Мордвинова. Чебоксары, 2008.
  8. Новичихина М. Е. Коммерческое название, рекламный текст, бренд, товарный знак, номен: разграничение понятий / М. Е. Новичихина // Вестник ВГУ. Серия «Филология. Журналистика». 2004. № 1. С. 165-170.
  9. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская. М.: Наука, 1978. 199 с.
  10. Соболева Т. А. Товарные знаки / Т. А. Соболева, А. В. Суперанская. М.: Наука, 1986. 172 с. 
  11. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. М.: Наука, 1973. 366 с.
  12. Суперанская А. В. Товарные знаки и знаки обслуживания в России / А. В. Суперанская // Metodologia badań onomastycznych. Olsztyn, 2003. C. 527-542. 
  13. Теория и методика ономастических исследований / А. В. Суперанская, В. Э. Сталтмане, Н. В. Подольская, А. Х. Султанов. М.: Наука, 1986. 254 с.
  14. Турута И. И. Эргонимы и прагматонимы: сходство и отличие / И. И. Турута // Вісник Дніпропетровського університету. Серія «Мовознавство». № 11. 2016. Вип. 22. С. 159-170.
  15. Тюменцы слишком много едят мяса и хлеба. URL: https://moi-portal.ru/novosti/469534-tyumentsy-slishkom-mnogo-edyat-myasa-i-khleba/
  16. Файзуллина И. И. Номинация гастрономического дискурса: отражение в языковом сознании жителей полиэтнического города / И. И. Файзуллина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 5 (3). С. 118-125.
  17. Файзуллина И. И. Ономастическое поле прагматонимов современного русского языка: дис. канд. … филол. наук / И. И. Файзуллина. Уфа, 2009. 184 с.
  18. Яковлева О. Е. Семиотические типы прагматонимов современного русского языка (на материале номинаций продуктов питания): дис. канд. … филол. наук / О. Е. Яковлева. Новосибирск, 2006. 246 с.