Выпуск:
2018. Том 4. №1Об авторе:
Зайцева Любовь Юрьевна, доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Курганский филиал); blik_32@mail.ruАннотация:
Автор предлагает методологическое обоснование понятию «клиентелизм» как современного геополитического явления, характеризующего однополярную мировую систему взаимосвязи мирового лидера и его клиентов. Автор использует в отношении клиентелизма расшифровку «либеральный или добровольный колониализм». Анализ осуществляется в рамках теории индивидуализации, которая опирается на идею сочетания в исторических субъектах элементов традиционализма, индивидуальности и лидерства. Мировой лидер в любую историческую эпоху через механизм колониализма «подминал» под себя государства и народы, не способные к противостоянию и противодействию этому процессу. В современном мире механизм колониализма стал глобальным. Поскольку мировой лидер обладает либеральными чертами, постольку его колониальная система для многих клиентов носит добровольный характер. Автор раскрывает содержание «клиентелизма» как исторического явления не с позиций фактологической истории, а с точки зрения аналитической истории. Показаны сущностное содержание и существенные свойства клиентелизма. Клиентелизм некоторое время процветал в условиях однополярной мировой системы. Но для клиентелизма и однополярной системы свойственны внутренние противоречия, которые объективно будут основаниями для их саморазрушения. Автор обозначает по крайней мере три уровня кризиса, неизбежно развивающегося в клиентелистской модели развития мирового сообщества. Клиентелистской модели противопоставляется российская модель многополярности. В условиях, когда Россия отказалась от роли клиента мирового лидера, клиентелистская система активно использует против РФ технологию изоляционизма, двойных стандартов, цветных революций. Автор обнаруживает четкую взаимосвязь между клиентелизмом и однополярной мировой системой и тоталитаризмом. Поэтому делается прогноз о бесперспективности клиентелистской и однополярной моделей, их вырождении. Несмотря на то что кризисные явления в клиентелистской модели еще только зарождаются, ее распад неизбежен даже на том основании, что сохранять мировое лидерство бесконечно невозможно.
Ключевые слова:
Список литературы: