Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №1

Название: 
Путь к клиентелистской модели развития


Для цитирования: Зайцева Л. Ю. Путь к клиентелистской модели развития / Л. Ю. Зайцева // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 1. С. 183-190. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-1-183-190

Об авторе:

Зайцева Любовь Юрьевна, доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Курганский филиал); blik_32@mail.ru

Аннотация:

Автор предлагает методологическое обоснование понятию «клиентелизм» как современного геополитического явления, характеризующего однополярную мировую систему взаимосвязи мирового лидера и его клиентов. Автор использует в отношении клиентелизма расшифровку «либеральный или добровольный колониализм». Анализ осуществляется в рамках теории индивидуализации, которая опирается на идею сочетания в исторических субъектах элементов традиционализма, индивидуальности и лидерства. Мировой лидер в любую историческую эпоху через механизм колониализма «подминал» под себя государства и народы, не способные к противостоянию и противодействию этому процессу. В современном мире механизм колониализма стал глобальным. Поскольку мировой лидер обладает либеральными чертами, постольку его колониальная система для многих клиентов носит добровольный характер. Автор раскрывает содержание «клиентелизма» как исторического явления не с позиций фактологической истории, а с точки зрения аналитической истории. Показаны сущностное содержание и существенные свойства клиентелизма. Клиентелизм некоторое время процветал в условиях однополярной мировой системы. Но для клиентелизма и однополярной системы свойственны внутренние противоречия, которые объективно будут основаниями для их саморазрушения. Автор обозначает по крайней мере три уровня кризиса, неизбежно развивающегося в клиентелистской модели развития мирового сообщества. Клиентелистской модели противопоставляется российская модель многополярности. В условиях, когда Россия отказалась от роли клиента мирового лидера, клиентелистская система активно использует против РФ технологию изоляционизма, двойных стандартов, цветных революций. Автор обнаруживает четкую взаимосвязь между клиентелизмом и однополярной мировой системой и тоталитаризмом. Поэтому делается прогноз о бесперспективности клиентелистской и однополярной моделей, их вырождении. Несмотря на то что кризисные явления в клиентелистской модели еще только зарождаются, ее распад неизбежен даже на том основании, что сохранять мировое лидерство бесконечно невозможно.

Список литературы:

  1. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность / М. Н. Афанасьев. 2000. URL: http://www.nehudlit.ru/books/detail8656.html
  2. Горелов А. А. От мировой колониальной системы до глобального неоколониализма / А. А. Горелов // Процессы глобализации. 2014. № 2. С. 52-64.
  3. Зайцева Л. Ю. Добровольный колониализм или клиентелизм как современное геополитическое явление / Л. Ю. Зайцева // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 181-188. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-181-188
  4. Макаренко В. П. Распад империй и проблема колониализма / В. П. Макаренко // Политическая концептология. 2012. № 1. С. 5-19. 
  5. Римский В. Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России / В. Л. Римский // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2007. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/byurokratiya-klientelizm-i-korruptsiya-v-rossii
  6. Харитонова В. Н. Клиентелизм в государственной службе: автореф. дисс. ... канд. соц. наук / В. Н. Харитонова. М., 2013. URL: http://www.dissercat.com/content/klientelizm-v-gosudarstvennoi-sluzhbe