Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процесс подготовки педагога

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процесс подготовки педагога


Для цитирования: Манжелей И. В. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процесс подготовки педагога / И. В. Манжелей, С. А. Тяглова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 4. С. 268-280. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-4-268-280

Об авторах:

Манжелей Ирина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра спортивных дисциплин, Тюменский государственный университет; i.v.manzhelej@utmn.ru

Тяглова Светлана Александровна, старший преподаватель, кафедра искусств, Тюменский государственный университет; s.a.tyaglova@utmn.ru

Аннотация:

Проблема реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных организациях страны последние три года находит отражение в многочисленных научно-практических исследованиях. Недостаточная физкультурно-спортивная активность молодых людей и отсутствие заинтересованности у администрации вузов в создании оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом способствовали снижению уровня здоровья и физических кондиций студенческой молодежи. Авторами выделены культурно-образовательная, гражданско-патриотическая, здоровьеформирующая, кондиционно-развивающая, мотивационно-стимулирующая и контрольно-мониторинговая функции возрожденного комплекса «Готов к труду и обороне». Новизна исследования заключается в построении модели и процедуры внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в вузе на основе средового подхода, позволяющего реализовать индивидуальные образовательные траектории студентов и опосредованно влиять на образовательный результат через построение физкультурно-спортивной среды на основе обогащения содержания и форм учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию студентов. Ключевой идеей является формирование воспитательной среды вуза в процессе педагогического взаимодействия и осуществление поиска и координации устойчивых связей между системами жизненных ценностей студентов и физкультурно-спортивной среды. Авторская модель внедрена в Тюменском государственном университете на основе принципов интегративности, свободы выбора и природосообразности. Эксперимент доказал, что внедрение авторской модели позволило улучшить состояние здоровья и физических кондиций студенток, расширить круг их физкультурно-спортивных потребностей и мотивов, сформировать позитивное отношение к комплексу «Готов к труду и обороне».

Список литературы:

  1. Виленский М. Я. Механизмы мотивационно-ценностного отношения студентов к освоению комплекса ГТО в образовательном процессе / М. Я. Виленский // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 12-16. 
  2. Виноградов П. А. Изучение отношения различных групп населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) / П. А. Виноградов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 1. С. 38-41.
  3. Выготский Л. С. Моральные нарушения детей / Л. С. Выготский // Педагогическая психология под редакцией В. В. Давыдова. М., 1991. С. 215-224.
  4. Загвязинский В. И. О нормативном регулировании и формировании методологической культуры педагогов-исследователей / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Образование и наука. 2013. № 5 (104). С. 3-16.
  5. Зуев В. Н. О конверсии правового вектора в комплекс ГТО для синергетического эффекта отраслевой государственной идеологии 1931-2015 гг. / В. Н. Зуев, П. Г. Смирнов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 46-49.
  6. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 4 т. / П. Ф. Лесгафт. М.: Физкультура и спорт, 1953. Т. 1. 394 с.
  7. Лубышева Л. И. Внедрение ВФСК ГТО: проблемность и актуализация инновационных решений / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 12. 
  8. Манжелей И. В. Педагогическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в вузе / И. В. Манжелей // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 10 (128). С. 121-125.
  9. Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: монография / И. В. Манжелей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного ун-та, 2005. 208 с.
  10. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит; пер. с англ. под. общ. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 192-208, 325-330.
  11. Barker R. G. Stream of Individual Behavior / R. G. Barker // Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey-Bass, 1978. Pp. 34-48.