Выпуск:
2017. Том 3. №4Об авторе:
Солдатова Инна Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель иностранного языка отделения «Общеобразовательные дисциплины», Институт непрерывного образования, Волгоградский государственный аграрный университет; inna-soldatova@yandex.ruАннотация:
В статье раскрывается актуальная проблема включения эстетического опыта в структуру содержания образования. Предлагаемое автором понимание данного компонента содержания образования отмечено существенной научной новизной. Овладение студентами эстетическим опытом осуществляется в контексте воспитания прекрасного, в основе которого — эстетико-смысловая деятельность. Автором предложено переосмысление сущности и средств эстетического воспитания в его традиционном понимании, выявлены новые ресурсы его качества. В отличие от современных исследований эстетического воспитания, автор фокусирует внимание на исследовании ценностно-смысловой сферы воспитанника, когда красота становится одним из смыслов, принципов его жизни. Автором впервые разработано понимание эстетико-смысловой деятельности как переживания разнообразных граней эстетического (прекрасного, трагического, возвышенного, героического и т. п.). В результате данной деятельности студенты обретают новые эстетические смыслы жизни.
Целью воспитания прекрасного является формирование у молодых людей эстетического смысла как мотива преобразования своей жизни по законам красоты. В статье сформулированы основные психологические условия формирования опыта прекрасного у молодежи на примере студентов. Автором представлены педагогические средства актуализации эстетических переживаний у студентов как механизмов становления опыта прекрасного. В статье предлагается разработанная впервые типология ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи: ситуация переживания прекрасного, ситуация переживания трагического, ситуация преодоления безобразного, ситуация контраста и парадокса, ситуация создания художественного образа, ситуация созидания красоты. Данные ситуации проектируются педагогом в контексте художественной формы ситуации-композиции «эстетическое событие». Элементы композиции следующие: «эскиз» (вступление), развертывание сюжета ситуации (диалог), кульминация (духовный кризис), «эпилог» (рефлексия). В статье показан авторский опыт воспитания прекрасного у студентов на примере проектирования ситуации переживания трагического, ситуации контраста и парадокса. Воспитание прекрасного у студентов, направленное на воспитание в человеке переживания прекрасного в соединении с пониманием его нравственной обоснованности, определяет новизну и педагогическую целесообразность исследования.
Ключевые слова:
Список литературы: