Типология ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи: особенности эстетико-смысловой деятельности

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Типология ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи: особенности эстетико-смысловой деятельности


Для цитирования: Солдатова И. Н. Типология ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи: особенности эстетико-смысловой деятельности / И. Н. Солдатова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 4. С. 229-242. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-4-229-242

Об авторе:

Солдатова Инна Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель иностранного языка отделения «Общеобразовательные дисциплины», Институт непрерывного образования, Волгоградский государственный аграрный университет; inna-soldatova@yandex.ru

Аннотация:

В статье раскрывается актуальная проблема включения эстетического опыта в структуру содержания образования. Предлагаемое автором понимание данного компонента содержания образования отмечено существенной научной новизной. Овладение студентами эстетическим опытом осуществляется в контексте воспитания прекрасного, в основе которого — эстетико-смысловая деятельность. Автором предложено переосмысление сущности и средств эстетического воспитания в его традиционном понимании, выявлены новые ресурсы его качества. В отличие от современных исследований эстетического воспитания, автор фокусирует внимание на исследовании ценностно-смысловой сферы воспитанника, когда красота становится одним из смыслов, принципов его жизни. Автором впервые разработано понимание эстетико-смысловой деятельности как переживания разнообразных граней эстетического (прекрасного, трагического, возвышенного, героического и т. п.). В результате данной деятельности студенты обретают новые эстетические смыслы жизни.

Целью воспитания прекрасного является формирование у молодых людей эстетического смысла как мотива преобразования своей жизни по законам красоты. В статье сформулированы основные психологические условия формирования опыта прекрасного у молодежи на примере студентов. Автором представлены педагогические средства актуализации эстетических переживаний у студентов как механизмов становления опыта прекрасного. В статье предлагается разработанная впервые типология ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи: ситуация переживания прекрасного, ситуация переживания трагического, ситуация преодоления безобразного, ситуация контраста и парадокса, ситуация создания художественного образа, ситуация созидания красоты. Данные ситуации проектируются педагогом в контексте художественной формы ситуации-композиции «эстетическое событие». Элементы композиции следующие: «эскиз» (вступление), развертывание сюжета ситуации (диалог), кульминация (духовный кризис), «эпилог» (рефлексия). В статье показан авторский опыт воспитания прекрасного у студентов на примере проектирования ситуации переживания трагического, ситуации контраста и парадокса. Воспитание прекрасного у студентов, направленное на воспитание в человеке переживания прекрасного в соединении с пониманием его нравственной обоснованности, определяет новизну и педагогическую целесообразность исследования.

Список литературы:

  1. Акимова О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: уч. пос. / О. В. Акимова; под ред. Н. Я. Дьяконовой. СПб.: Алетейя, 2008. 192 с.
  2. Белова С. В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: монография / С. В. Белова. М.: АПКиППРО, 2006. 380 с.
  3. Бычков В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.
  4. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. Научное издание / отв. ред. А. В. Гулыга, сост., авт. предисл. И. С. Андреева. СПб.: Алетейя, 2000. 447 с.
  5. Закирова А. Ф. Когнитивные метафоры как средство концептуализации педагогического знания / А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2014. № 9. С. 17-24.
  6. Куренкова Р. А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р. А. Куренкова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 367 с.
  7. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания: монография / Л. М. Лузина. Псков: Изд-во ПГПУ, 2008. 288 с.
  8. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас: практическое руководство / М. Люшер. М.: ИКСР, 2008. 252 с.
  9. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу; пер. с англ. Е. Рачковой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.
  10. Овинникова Ю. А. Эстетика: курс лекций / Ю. А. Овинникова, В. Б. Рожковский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 350 с.
  11. Ремарк Э. М. Жизнь взаймы. Три товарища / Э. М. Ремарк. Ростов-на-Дону: Гермес, 1993. 576 с.
  12. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. М.: Логос, 2012. 448 с.
  13. Солдатова И. Н. Основы технологий воспитания прекрасного: создание ситуации-композиции «эстетическое событие» / И. Н. Солдатова // Искусство и образование. 2017. № 5 (109). С. 108-120.
  14. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1971. 336 с.
  15. Яковлев Е. Г. Эстетика: учебное пособие / Е. Г. Яковлев. М.: КНОРУС, 2011. 448 с.