Поэтика вещи в современной австрийской литературе (на материале романов Э. Елинек „Die Liebhaberinnen“, „Die Klavierspielerin“, „Die Ausgesperrten“)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Поэтика вещи в современной австрийской литературе (на материале романов Э. Елинек „Die Liebhaberinnen“, „Die Klavierspielerin“, „Die Ausgesperrten“)


Для цитирования: Сиволобова И. А. Поэтика вещи в современной австрийской литературе (на материале романов Э. Елинек „Die Liebhaberinnen“, „Die Klavierspielerin“, „Die Ausgesperrten“) / И. А. Сиволобова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 4. С. 95-104. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-4-95-104

Об авторе:

Сиволобова Ирина Андреевна, аспирант, Тюменский государственный университет; irinasivol@gmail.com; ORCID: 0000-0002-7420-1038

Аннотация:

Вещь является одной из важнейших традиционных категорий эстетики и поэтики австрийских авторов. Исследование роли вещи в повествовательном дискурсе XIX — нач. XX в. было достаточно продуктивным. Однако в творчестве современных писателей поэтика вещи практически не изучена. На наш взгляд, «вещная традиция», связанная с особым мировоззрением австрийских писателей, не прервана и продолжается, например, в творчестве нобелевского лауреата Эльфриды Елинек.

В данной статье мы подходим к анализу творчества Елинек, исходя из собственно поэтики писательницы, и рассматриваем предметно-вещный мир произведения.

Материалом исследования послужили романы 1970-80-х гг., относящиеся к раннему периоду творчества. Мы выявляем четыре способа функционирования вещи в пространстве произведения: «овеществление персонажа», «очеловечивание вещи», «вещь как метод выявления лжи», «онтологизация языка через вещь». В статье устанавливается, что посредством поэтики вещи создается специфический повествовательный код, в котором вербализуется язык вещи. При помощи вещного кода автор решает важные задачи эстетики: развенчание тривиальных мифов, критика общества тотального потребления, преодоление «ложности» языка.

Список литературы:

  1. Акашева Т. В. Интертекстуальность как средство разрушения мифов в творчестве Э. Елинек / Т. В. Акашева / Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск: ЧелГУ, 2009. Вып. 30. С. 6-10.
  2. Белобратов А. В. «Я ловлю язык на слове…»: интервью с Э. Елинек / А. В. Белобратов // Елинек Э. Смысл безразличен. Тело бесцельно. Эссе и речи о литературе, искусстве, театре, моде и о себе / Э. Елинек; пер. А. В. Белобратова. СПб.: Симпозиум, 2010. С. 403-423.
  3. Воротникова А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.: монография / А. Э. Воротникова. Воронеж: ВГПУ, 2006. 274 с.
  4. Данилина Г. И. „Das Ich ohne Gewähr“: эстетические коды «женского письма» / Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 8. М.: Языки славянской культуры, 2011. С. 146-154.
  5. Елинек Э. В стороне. Нобелевская лекция / Э. Елинек; пер. с нем. А. Белобратова // Елинек Э. Смысл безразличен. Тело бесцельно. Эссе и речи о литературе, искусстве, театре, моде и о себе / Э. Елинек; пер. А. В. Белобратова. СПб.: Симпозиум, 2010. С. 227-252.
  6. Елинек Э. Любовницы: роман / Э. Елинек; пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Симпозиум, 2007. 282 с.
  7. Елинек Э. Перед закрытой дверью: роман / Э. Елинек; пер. с нем. И. Ланина под ред. А. Белобратова. СПб., 2004. 382 с.
  8. Елинек Э. Пианистка: роман / Э. Елинек; пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Симпозиум, 2004. 446 с.
  9. Кучумова Г. В. «Подрывная» стратегия разрушения мифов в романах Елинек // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. Вып. 2 (4). Самара, 2009. С. 497-503.
  10. Михайлов А. В. Традиционное и новое в австрийской литературе второй половины ХIХ века / А. В. Михайлов // История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1991. Т. 7. С. 393-395.
  11. Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе / Н. С. Павлова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 312 с.
  12. Соколова Е. В. Взаимосвязь «пола» и «языка» в творчестве Ингеборг Бахман и Эльфриды Елинек / Е. В. Соколова. М.: ИНИОН РАН, 2012. 130 с.
  13. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко; пер. с франц. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб., 1994. 238 с.
  14. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник / В. Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.
  15. Ярина Е. С. Проблема самоидентификации личности и особенности поэтической системы в романах Э. Елинек 1975-1980-х годов: дис. канд. филологических наук: 10.01.03 / Е. С. Ярина. Пермь, 2010. 195 с.
  16. Doll A. Mythos, Natur und Geschichte bei Elfriede Jelinek. Eine Untersuchung ihrer literarischen Intentionen / A. Doll. Stuttgart: M&P Verlag für Wissenschaft und Forschung, 1994. DOI: 10.1007/978-3-476-04213-2
  17. Fiddler A. Rewriting Reality. An Introduction to Elfriede Jelinek / A. Fiddler. Oxford: Berg, 1994.
  18. Fischer M. Trivialmythen in Elfriede Jelineks Romanen „Die Liebhaberinnen“ und „Die Klavierspielerin“ / M. Fischer. St. Ingberg: Röhrig, 1991 (= Saarbrücker Beiträge zur Literaturwissenschaft 27).
  19. Fliedl K. Sinister-Sujets. Zur Rekonstruktion von Gewalt in den Texten Elfriede Jelineks. In: Aspetsberger, Friedbert (Hg.): Neue Bärte für die Dichter? Studien zur österreichischen Gegenwartsliteratur / K. Fliedl. Wien: Österreichischer Bundesverlag, 1993 (= Schriften des Instituts für Österreichkunde 56/57). S. 185-194.
  20. Janz M. Mütter, Amazonen und Elfi Elektra. Zur Selbstinszenierung der Autorin in Elfriede Jelineks „Sportstück“ / M. Janz // Gruber B. (Hg.): Weiblichkeit als politisches Programm? Sexualität, Macht und Mythos. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005. S. 87-96.
  21. Janz, Marlies. Mythendestruktion und „Wissen“. Aspekte der Intersexualität in Elfriede Jelineks Roman „Die Ausgesperrten“. Elfriede Jelinek. Text + Kritik 117, 1993. S. 38-50. 
  22. Jelinek E. Die Ausgesperrten: Roman / E. Jelinek. Rowohlt RORORO, 2013. 266 S.
  23. Jelinek E. Die Klavierspielerin: Roman / E. Jelinek. Rowohlt RORORO, 2014. 335 S.
  24. Jelinek E. Die Liebhaberinnen: Roman / E. Jelinek. Rowohlt RORORO, 2014. 205 S.
  25. Riedle G. Mehr, mehr, mehr! Zu Elfriede Jelineks Verfahren der dekorativen Wortvermehrung. Elfriede Jelinek / G. Riedle. 1993. Text + Kritik 117. S. 95-103.
  26. Vis V. Darstellung und Manifestation von Weiblichkeit in der Prosa Elfriede Jelineks / V. Vis. Frankfurt am Main: Lang, 1998.