Проблемы гармонизации семейного воспитания в пространстве системы образования

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Проблемы гармонизации семейного воспитания в пространстве системы образования


Для цитирования: Чехонин А. Д. Проблемы гармонизации семейного воспитания в пространстве системы образования / А. Д. Чехонин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 246-257. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-246-257

Об авторе:

Чехонин Александр Дмитриевич, кандидат педагогических наук, докторант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; a.d.chekhonin@utmn.ru

Аннотация:

Статья посвящена проблеме гармонизации семейного воспитания и поиску оснований для построения соответствующей стратегии ее актуализации в пространстве системы образования. Охарактеризована специфика социально-экономических условий существования современной семьи. Отражены актуальные статистические данные о ценностных установках современного общества, уровнях его виртуализации, ценностно-смысловых ориентаций и притязаний. Отдельным образом в статье выделено отцовство как проблемный сегмент современного семейного воспитания. Проанализированы документы, фиксирующие современные установки российской государственной семейной политики, обоснована актуальность их возможной доработки.

На основе анализа возможностей педагогической науки в аспекте накопленного когнитивного потенциала, знаниевых и исследовательских педагогических ресурсов, а также перспектив развития инфраструктуры пространства системы образования обоснованы предпосылки и предложены основания для моделирования стратегии гармонизации семейного воспитания, сообразной социально-личностной ориентации системы образования и современным ожиданиям его конструктивного инновационного развития. Опираясь на мнения классиков отечественной педагогики, автор понимает гармоничное семейное воспитание как необходимый и приоритетный ресурс решения фундаментальных ценностно-смысловых проблем в будущем новых поколений нашей страны.

Список литературы:

  1. Добреньков В. И. Ценностные ориентиры современной социологии / В. И. Добреньков // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 108-115 
  2. Загвязинский В. И. «Наступит ли эпоха возрождения?..». Стратегия инновационного развития российского образования: монография / В. И. Загвязинский. М.: Логос, 2014. 140 с. 
  3. Опрос ВЦИОМ «О цифровой грамотности россиян». URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 
  4. Опрос ВЦИОМ «Счастье и кризис: кому на Руси жить хорошо?». URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115659 
  5. Орлова Н. Х. Мужчина России: выживающий или вымирающий? / Н. Х. Орлова // Россия: тенденции и перспективы развития: Материалы секции «Здоровье нации и государственная стратегия здравоохранения России» (из материалов V Международной научной конференции, ИНИОН РАН). 9-10 декабря 2004 г. М., 2005. С. 75-79. 
  6. Основные направления государственной семейной политики (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9338 
  7. Соловьев В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с. 
  8. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/#ixzz4RWG0X1T3 
  9. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. М.: Знание, 1978. 96 с. 
  10. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года>. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html 
  11. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р <Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года>. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html