Профессиональные пробы как инструмент формирования методической культуры педагога в процессе изучения гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Профессиональные пробы как инструмент формирования методической культуры педагога в процессе изучения гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе


Об авторе:

Кельберер Георгий Рихардович, аспирант кафедры педагогики и психологии, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал Тюменского государственного университета); kelberer_gr@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается специфика использования технологии профессиональных проб в подготовке педагогических кадров.

Цель исследования — поиск способов значительного повышения практикоориентированности образовательного процесса в условиях ФГОС ВО. По мнению автора, практикоориентированность образовательного процесса определяется уровнем методической культуры педагога. В этой связи исследование направлено на разработку модели формирования методической культуры будущих педагогов на основе системы профессиональных проб. Применение системы профессиональных проб в вузе способствует получению студентами личностно значимого опыта профессиональной деятельности

Формирование методической культуры рассматривается в статье на примере интеграции профессиональных проб в преподавании гуманитарных дисциплин. Данное исследование автора опирается на практический опыт его работы со студентами первого курса социально-гуманитарного факультета ИПИ им. П. П. Ершова (филиала Тюменского государственного университета). Представленная модель формирования методической культуры посредством профессиональных проб предусматривает включение в образовательный процесс системы профессиональных проб, основанных на решении студентами реальных методических задач и проводимых как в моделирующем, так и в реальном режиме. Таким образом обеспечивается погружение студентов в методическую деятельность, что способствует не только формированию методической культуры педагога, но и более глубокому пониманию студентами содержания учебного материала посредством его методической обработки.

Особое внимание уделяется осмыслению студентами опыта, получаемого в ходе профессиональных проб посредством рефлексивных практик. Рефлексия должна присутствовать на всех этапах профессиональной пробы. Только в этом случае возможно достижение главной цели профессиональных проб — наполнение личностно значимым содержанием осваиваемых форм профессионально-педагогической деятельности. Для организации рефлексии в ходе профессиональных проб предлагается схема рефлексивного дневника, разработанная в ходе исследования.

Автор приходит к следующим выводам: профессиональные пробы способствуют включению студентов в активный методический поиск. Решение комплексных методических профессионально-педагогических задач стимулирует творческую активность студентов и способствует осознанию себя как субъекта методической деятельности. Таким образом, профессиональные пробы являются эффективным инструментом формирования методической культуры педагога при изучении гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе.

Список литературы:

  1. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога / Л. В. Ведерникова // Педагогическое образование и наука. 2010. № 5. С. 87-91. 
  2. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования / Л. В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 75-78. 
  3. Ведерникова Л. В. Развитие рефлексивного потенциала личности будущего учителя / Л. В. Ведерникова, И. Г. Бессонова // Педагогическое образование и наука. 2007. № 6. С. 62-64. 
  4. Демина Л. С. Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры / Л. С. Демина // Вестник ТГПУ. 2016. № 5 (170). С. 67-69.
  5. Демина Л. С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе / Л. С. Демина // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). С. 136-140. 
  6. Зуева Ф. А. Профессиональная проба как средство оценивания уровня развития личностных ресурсов учащихся / Ф. А. Зуева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 36 (212). С. 140-144. 
  7. Неумоева-Колчаданцева Е. В. Профессиональная проба как метод обучения будущих педагогов / Е. В. Неумоева-Колчаданцева // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Практико-ориентированная подготовка педагогов в системе профессионального образования», 17-18 марта 2016. Тюмень, 2016. С. 229-236. 
  8. Попова Г. Н. Профессиональные пробы как средство формирования осознанного выбора профессии педагога / Г. Н. Попова, Л. М. Копейкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 52-55. 
  9. Прудило А. В. Использование метода профессиональных проб для развития социальной компетентности студентов-экономистов / А. В. Прудило, Л. Л. Скворцова // Омский научный вестник. 2008. № 2 (66). С. 130-132. 
  10. Смышляева Л. Г. Профессиональная проба как педагогическая технология / Л. Г. Смышляева, Л. С. Демина, Г. Ю. Титова // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69. 
  11. Vedernikova L. V. Fundamental Prerequisites for Research of Teacher’s Value System as for the Creative Self-Fulfillment in Humanities Knowledge / L. V. Vedernikova, S. P. Shilov // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 13. Pp. 428-432.