Выпуск:
2016. Том 2. №3Об авторе:
Кельберер Георгий Рихардович, аспирант кафедры педагогики и психологии, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал Тюменского государственного университета); kelberer_gr@mail.ruАннотация:
В статье рассматривается специфика использования технологии профессиональных проб в подготовке педагогических кадров.
Цель исследования — поиск способов значительного повышения практикоориентированности образовательного процесса в условиях ФГОС ВО. По мнению автора, практикоориентированность образовательного процесса определяется уровнем методической культуры педагога. В этой связи исследование направлено на разработку модели формирования методической культуры будущих педагогов на основе системы профессиональных проб. Применение системы профессиональных проб в вузе способствует получению студентами личностно значимого опыта профессиональной деятельности
Формирование методической культуры рассматривается в статье на примере интеграции профессиональных проб в преподавании гуманитарных дисциплин. Данное исследование автора опирается на практический опыт его работы со студентами первого курса социально-гуманитарного факультета ИПИ им. П. П. Ершова (филиала Тюменского государственного университета). Представленная модель формирования методической культуры посредством профессиональных проб предусматривает включение в образовательный процесс системы профессиональных проб, основанных на решении студентами реальных методических задач и проводимых как в моделирующем, так и в реальном режиме. Таким образом обеспечивается погружение студентов в методическую деятельность, что способствует не только формированию методической культуры педагога, но и более глубокому пониманию студентами содержания учебного материала посредством его методической обработки.
Особое внимание уделяется осмыслению студентами опыта, получаемого в ходе профессиональных проб посредством рефлексивных практик. Рефлексия должна присутствовать на всех этапах профессиональной пробы. Только в этом случае возможно достижение главной цели профессиональных проб — наполнение личностно значимым содержанием осваиваемых форм профессионально-педагогической деятельности. Для организации рефлексии в ходе профессиональных проб предлагается схема рефлексивного дневника, разработанная в ходе исследования.
Автор приходит к следующим выводам: профессиональные пробы способствуют включению студентов в активный методический поиск. Решение комплексных методических профессионально-педагогических задач стимулирует творческую активность студентов и способствует осознанию себя как субъекта методической деятельности. Таким образом, профессиональные пробы являются эффективным инструментом формирования методической культуры педагога при изучении гуманитарных дисциплин в педагогическом вузе.
Ключевые слова:
Список литературы: