Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности


Об авторах:

Селиванова Ольга Антиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; towerred1966@mail.ru

Родина Ольга Николаевна, преподаватель кафедры иностранных языков, Тюменский Индустриальный университет; o_rodina2605@mail.ru

Аннотация:

В связи со спецификой образовательной среды технического вуза авторами данной статьи обоснована необходимость включения в содержание процесса подготовки студентов технического вуза способов и методов развития индивидуальных особенностей личности и формировании у них умений и навыков, повышающих эффективность взаимодействия в социальной сфере. В статье охарактеризованы подходы к пониманию сути термина «компетентность социального взаимодействия» и его ключевых составляющих в современных зарубежных и отечественных психолого- педагогических исследованиях. В контексте данной работы рассматривается вопрос о совокупности знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих осуществление студентами эффективного социального взаимодействия в процессе обучения и практической профессиональной деятельности в перспективе. Целью исследования является определение направлений эффективного формирования компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности. В статье предложена интерпретация сущности и структуры компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза, обоснована ее актуальность для процесса подготовки специалиста в техническом вузе, выделяются и анализируются компоненты, сущностные характеристики данной компетентности.

В рамках изучения данного вопроса в Тюменском индустриальном университете в 2016 г. было проведено исследование адаптационных стратегий студентов-первокурсников и уровня сформированности компетентности социального взаимодействия студентов инженерных специальностей. В работе описываются адаптационные стратегии студентов первокурсников технического вуза: «активное приспособление» и «выжидание». Раскрываются факторы, затрудняющие и повышающие эффективность взаимодействия в социальной сфере. Исходя из указанных теоретических и практических предпосылок, формулируются ключевые направления формирования компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности. Авторами подчеркивается, что систематическая и целенаправленная деятельность в указанных направлениях позволит сформировать в стенах технического вуза личность, готовую к эффективному социальному взаимодействию.

Список литературы:

  1. Арстангалеева Г. Ф. Формирование культуры социального взаимодействия студента в открытом образовательном пространстве колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук / Арстангалеева Г. Ф. Оренбург, 2011. 26 с. 
  2. Гуковская М. В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / М. В. Гуковская. Москва, 2008. 22 с. 
  3. Загвязинский В. И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова; под общ. ред. Н. П. Дементьева. Тюмень: Изд-во ТюмГу, 2011. 176 с. 
  4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42. 
  5. Иванаевская Е. А. Формирование компетентности социального взаимодействия школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Иванаевская. Самара, 2012. 27 с. 
  6. Ковчина Н. В. Методика оценки и контроля подготовленности бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной сфере / Н. В. Ковчина, В. В. Игнатова // Фундаментальные исследования. 2014. №12. С. 1284-1288. 
  7. Кодинцева Н. М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. М. Кодинцева. Москва, 2009. 25 с. 
  8. Селиванова О. А. Роль актуализации жизненного опыта несовершеннолетних в создании безопасной социальной среды / О. А. Селиванова // Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 126-137. 
  9. Харитонова Е. В. Формирование опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук / Харитонова Е. В. Оренбург, 2011. 26 с. 
  10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61. 
  11. Taylor & Francis Online. URL: http://www.tandfonline.com (дата обращения: 01.07.2016).