Выпуск:
2016. Том 2. №3Об авторах:
Селиванова Ольга Антиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; towerred1966@mail.ruАннотация:
В связи со спецификой образовательной среды технического вуза авторами данной статьи обоснована необходимость включения в содержание процесса подготовки студентов технического вуза способов и методов развития индивидуальных особенностей личности и формировании у них умений и навыков, повышающих эффективность взаимодействия в социальной сфере. В статье охарактеризованы подходы к пониманию сути термина «компетентность социального взаимодействия» и его ключевых составляющих в современных зарубежных и отечественных психолого- педагогических исследованиях. В контексте данной работы рассматривается вопрос о совокупности знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих осуществление студентами эффективного социального взаимодействия в процессе обучения и практической профессиональной деятельности в перспективе. Целью исследования является определение направлений эффективного формирования компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности. В статье предложена интерпретация сущности и структуры компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза, обоснована ее актуальность для процесса подготовки специалиста в техническом вузе, выделяются и анализируются компоненты, сущностные характеристики данной компетентности.
В рамках изучения данного вопроса в Тюменском индустриальном университете в 2016 г. было проведено исследование адаптационных стратегий студентов-первокурсников и уровня сформированности компетентности социального взаимодействия студентов инженерных специальностей. В работе описываются адаптационные стратегии студентов первокурсников технического вуза: «активное приспособление» и «выжидание». Раскрываются факторы, затрудняющие и повышающие эффективность взаимодействия в социальной сфере. Исходя из указанных теоретических и практических предпосылок, формулируются ключевые направления формирования компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности. Авторами подчеркивается, что систематическая и целенаправленная деятельность в указанных направлениях позволит сформировать в стенах технического вуза личность, готовую к эффективному социальному взаимодействию.
Ключевые слова:
Список литературы: