Разработка и реализация модели формирования практикоориентированной исследовательской компетентности педагогов в образовательном пространстве университета

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Разработка и реализация модели формирования практикоориентированной исследовательской компетентности педагогов в образовательном пространстве университета


Об авторах:

Селиванова Ольга Антиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; towerred1966@mail.ru

Андреева Ольга Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Тюменского Государственного университета, o_andreeva@mail.ru

Аннотация:

В статье приведено обоснование компонентов модели формирования практико-ориентированной исследовательской компетентности студентов-педагогов в образовательном пространстве университета (знаниевый, практический, ценностный).
Охарактеризованы психолого-педагогические механизмы формирования практикоориентированной исследовательской компетентности: вовлечение в актуальную деятельность, эмоциональное вовлечение в ситуацию (обеспечение мотивационной основы изменений), взаимодействие между «фигурой и фоном», использование реального социального взаимодействия. 
Выделены характеристики среды вуза, необходимые для эффективного развития названной компетентности: практико-ориентированность, информационная насыщенность, связь вуза с базами практик, преемственность «теория-практика», участие педагогов вуза в практической педагогической деятельности. Приведен опыт деятельности Студенческого объединения «Клуб практической психологии и педагогики “Сталкер”, функционирующего на базе Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

Список литературы:

  1. Андреева О. С. Микросоциальные технологии в становлении профессионального самосознания студентов-психологов: дисс. канд. филол. наук / О. С. Андреева. Москва, 2007. 
  2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 
  3. Даринская Л. А. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя с позиций гуманитарных технологий / Л. А. Даринская // Universum: Вестник Герценовского университета. № 10, 2008. 
  4. Доценко Е. Л. Семантика межличностного общения: дисс. докт. филол. наук / Е. Л. Доценко. М., 2000. 
  5. Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов — будущих учителей / О. В. Зданович // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 11 (126). С. 76-79. 
  6. Зданович О. В., Багачук А. В. Структурно-содержательная модель исследовательской компетенции студента — будущего учителя математики / О. В. Зданович, А. В. Багачук // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/116-12378 
  7. Корзенникова О. Г. Модель формирования исследовательской компетенции будущих учителей начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС. URL: http://www.informio.ru/publications/id667/Model-formirovanija-issledovatelskoi-kompetencii-budushih-... 
  8. Лукашенко С. Н. Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) / С. Н. Лукашенко // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С. 73-85. 
  9. Морозова Н. Н., Фадеева И. М. Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе / Н. Н. Морозова, И. М. Фадеева // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 43-51. 
  10. Пупынина И. А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа URL: http://festival.1september.ru/articles/584510/ 
  11. Романовская И. А. Структура исследовательской позиции будущих учителей / И. А. Романовская // Современные наукоемкие технологии, 2010. № 10 
  12. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. 2011. №1. С. 228-232. 
  13. Солянкина Л. Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: автореф. дисс. докт. / Л. Е. Солянкина. Тамбов, 2011. 
  14. Федорова И. А. Структура исследовательской компетенции бакалавров образования и педагогики: международный и отечественный аспекты / И. А. Федорова // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2011. № 2. С. 93-98.