Формирующее тестирование как метод структурирования и систематизации знаний

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Формирующее тестирование как метод структурирования и систематизации знаний


Об авторе:

Дегтярев Сергей Николаевич,
доцент Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук

Аннотация:

В статье рассматривается практика обновления дидактических средств в системе школьного образования, способствующая решению психолого-педагогической проблемы повышения креативного потенциала учащихся в рамках решения задач развивающего обучения. Целью исследования является изучение возможностей логико-графических средств тестирования в структуризации знаний старшеклассников, в оценке степени сформированности концептуальных структур, влияющих на показатели развития понятийного мышления и креативности. Предполагается, что тесты, выполненные в логико-графическом формате, т. е. тест-карты, способствуют структурированию и систематизации знаний учащихся, формированию концептуальных структур, отражающих содержание изученного учебного материала.Особенности структурирования учебной информации в сознании учащихся изучались с помощью методики семантического дифференциала и карт-репрезентаций. Участники — учащиеся 11-х классов (101 человек, из них 58 юношей, возраст 16-17 лет). Обнаружен достоверный эффект влияния работы учащихся с тест-картами на структурную организацию их знаний. В экспериментальной группе получены статистически достоверные (уровень значимости 0.001) различия по объему отраженных в картах-репрезентациях и в кластерных диаграммах структурных элементов. Обнаружена положительная корреляционная связь между результатами, полученными с помощью карт и кластерных диаграмм. На основе этой связи можно заключить, что структура карты-репрезентации, выполненной испытуемым, отражает структуру семантических пространств ключевых понятий освоенного им учебного материала. Следовательно, через логико-графическую репрезентацию можно получить информацию о сформированности концептуальных структур.Таким образом, использование тестов, выполненных в логико-графическом формате, положительно влияет на формирование концептуальных структур через механизмы осознанного и неосознанного восприятия информации, что дает основание отнести их к средствам формирующего тестирования.

Список литературы:

1. Дегтярев С. Н. Стратегия обучения 1. на основе креативного инварианта: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. 84 с.

2. Егидес А. П., Егидес Е. М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 320 с.

3. Инновационные социально-педагогические технологии в условиях модернизации современного отечественного образования: коллективная монография / под общ. ред.

В. И. Загвязинского. Тюмень: ООО «Печатник», 2013. 168 с.

4. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998. 320 с.

5. Могильная Т. Ю. Логико-графическое структурирование как метод развития творческого мышления. Химия в школе. 2013. № 5. С.15-19.

6. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. 544 с.

7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. 3-е изд. М.: Эксмо,

2010. 480 с.

8. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 624 с.

9. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

10. Штейнберг В. Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования): монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 136 с.

11. Buzan T. The Mind Map Book. 2nd ed. London: BBC Books, 1995.

12. Degtyarev S. N. Creativity and intuition in the aspect of developing teaching. // The International Conference on the Transformation of Education. Vol. 2: 22-23 April 2013, held by SCIEURO in London, 2013. P. 54-61.

13. Eppler M. J. A comparison between concept maps, mind maps, conceptual diagrams, and visual metaphors as complementary tools for knowledge construction and sharing. Information Visualization 2006; 5. P. 202-210.

14. Novak J. D. Learning, Creating, and Using Knowledge: Concept Maps as Facilitative Tools in Schools and Corporations. Lawrence Erlbaum Associates: Mahwah, NJ, 1998.

15. Novak J. D., Canas A. J. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them, Technical Report IHMC CmapTools 2006-01 Rev 01-2008, Florida Institute for Human and Machine Cognition, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://cmap.ihmc/us/Publications/ResearchPapers/TheoryUnderlyingConceptMaps.pdf

16. Wheeldon J., Faubert J. Framing Experience: Concept Maps, Mind Maps, and Data Collection in Qualitative Research. International Journal of Qualitative Methods 2009, p. 68-83. URL: http://creativecommons.org/licenses/by/2.0