Выпуск:
2015. Том 1. №1(1)Об авторах:
Селиванова Ольга Антиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; towerred1966@mail.ruАннотация:
В статье раскрывается специфика феноменов «социально опасное» поведение (отклоняющееся от социальных норм, ведущее к социальной дезадаптации, напряженности, конфликтам, неконструктивному поведению) и «социально безопасное» поведение (соответствующее нормам общества, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности, конструктивному поведению). Охарактеризовано содержание основных компонентов готовности к осуществлению социально опасного (приоритетность ценностей риска, опасности в аксиологической системе подростка; наличие стремления и потребности в небезопасных рискованных формах и методах достижения актуальных целей деятельности, неумение/нежелание предвидеть опасные ситуации, неумение/нежелание осуществлять анализ и оценку результатов своего поведения в опасной ситуации и т.д.) поведения, а также социально безопасного (приоритетность ценностей безопасности, здоровья в аксиологической системе подростка, наличие знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, освоение умений предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия и т.д.) поведения. Через взаимозависимость двух характеристик: степени владения личностью навыками безопасного поведения (владение/не владение) и характера взаимодействия человека с окружающей средой и самим собой (опасный/безопасный), охарактеризованы варианты соотношения социально безопасного и социально опасного поведения несовершеннолетних.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Антипьев А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой обществен- ной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. м-лов Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) / Под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т. Пермь, 2009. С. 14-18.
2. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Под редакцией Шершнева Л.И. Фонд национальной и международной безопасности. М.: 1994, 472 с.
3. Белов П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. 1998. № 5-6. С. 18-21; Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности // Безопасность. 1995. № 11. С. 17-19.
4. Зимонин В.П. Формула безопасности для России // Безопасность. 1999. № 5-6. С. 37-41.
5. Родачин В.М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. 2004. № 4 (13). С. 35-40.
6. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. 1998. № 9. С. 20-23.
7. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. Соотношение понятий «социально безопасное» ... 205 Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 1(1)
8. Селиванова О.А., Пластинина Е.Г. Модель современной российской семьи как ориентир государственной семейной политики // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. Серия «Педагогика. Психология». С.35-45.
9. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2010. 199 с.