Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Философия. 2013

Название: 
Классическое и современное понимание термина «идеал»


Об авторе:

Павловская О.В.,

Аннотация:

Современное употребление термина «идеал» показывает раз-
мывание привычного смысла этого слова. Он сближается с понятием «цели»,
«оптимального выбора». В классическом значении «идеал» трактуется как нечто
труднодостижимое и редкое. Автор предполагает, что идеал обладал такими ха-
рактеристиками в целях создания неприкосновенного фонда культурных смыслов.
Практика помещения идеалов в труднодоступную, трансцендентную область
хронологически связывается с переходом от мифологического к религиозному ми-
ровоззрению. В отличие от К. Ясперса, автор считает, что этот переход возник
не в результате осознания собственного бессилия. Наоборот, полнота и щедрость
жизни влекут за собой необходимость консервации самых важных достижений
культуры в отчужденных идеалах. Однако начиная с эпохи модерна человечество
постепенно отказывается от накопления идеального и защиты его от случайных
исторических катаклизмов. В этом смысле современность можно понимать как
«жизнь без идеалов» и открытый проект будущего.

Список литературы:

1. Платон. Кратил. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С. 613-681.
2. Чжуан-цзы. URL: http://tululu.org/read52074/
3. Конфуций. Суждения и беседы. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 304 с.
4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
5. Рак И.В. Египетская мифология. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2004. 320 с.
6. Борко Т.И. Рождение божества. Тюмень: Мандр и Ка, 2005. 136 с.
7. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.
8. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.
9. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: АСТ, 2003. 444 с.
10. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. 776 с.