Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Филология. 2012

Название: 
Духовное прекрасное в работе Н.К. Рериха «Шамбала»


Об авторах:

Белякова Ирина Евгеньевна,
доцент кафедры английской филологии Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук

Кокси Дэвид,
директор Института английского языка, Университетский центр Жан-Франсуа Шампольона, г. Альби (Франция), доктор филологических наук

Аннотация:

Статья посвящена концепту прекрасного в работе Н.К. Рериха «Шамбала» (1930). В статье исследуется имплицитная и эксплицитная лексикализация концепта, приводятся микроконтексты, раскрывающие его атипичную комплексность и абсолютность. Аспект абсолютности, раскрывающийся посредством поэтической прозы, включает текст в сферу возвышенного, неземного ив то же время придает словесному высказыванию гипнотический эффект. Делается вывод, что Рерих использует языковые средства для вовлечения читателя в сферу духовного прекрасного.

Список литературы:

1. Roerich, N.K. Shambhala, New York, Frederick, A. Stokes Company, 1930. The quotations in this article are from the unpaginated HTML edition published by the Nicholas Roerich Museum (URL: http://www.roerich.org). Русский текст: URL: http://rerih.ucoz.ru/knigi/rerih18.pdf
2. “Russian literature: Symbolists”, Encyclopedia Britannica, URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/513793/Russian-literature/29162/Symbolists?anchor=ref39980.....
3. Huysmans J.-K. Làbas, cited in Furst, , L.R., &Skrine, P.N., Literary Criticism, 1978, p. 31.
4. Scarry, E. “On Beauty and Being Just”, The Tanner Lectures on Human Values, 20, University of Utah Press, 2000, p. 63.
5. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. С. 75-80. Воронеж, 2001. URL: http://www.belb.net/obmen/kognit-lingvistik.pdf)
6. Дементьева И.E. Лексико-семантическое поле «прекрасное-уродливое» в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2003.
7. Hegel, G.W.F. Aesthetics: Lectures on Fine Art, tr. T. M. Knox, Clarendon Press/ Oxford, 1835/1998, I, p. 318.
8. Longinus. On the Sublime, VII.2, tr. W. Rhys Roberts (1899). Available at http://classicpersuasion.org/pw/longinus/, accessed 25.10.11. The ancient Greek text has given rise to several translations; for the passage quoted, Boileau (1672) more than Havell (1890) corroborates Roberts.
9. Hartman, G. “Text and spirit”, The Tanner Lectures on Human Values, 20, University of Utah Press, 2000, p. 162), or what Buddhists would call “mindfulness”, “giving full attention to moment-to-moment sensory and cognitive experience, bare of judgment, decision making, commentary, and other conceptual reactivity” (http://www.desmoinesmeditation. com/2008/10/attentiveness-is-natural-prayer-of-soul.html)/
10. Viladeseau, R. The Beauty of the Cross, Oxford University Press, 2006, p. 4.
11. Ladrière, J. “Langage des spirituels”, Dictionnaire de spiritualité, ascétiqueet mystique, doctrine et histoire, vol. IX, 59-60, (Paris, 1975) col. 204. “La seuleanalyse du langage est incapable de rendrecompte du contenu et de la portéevéritables des écritsspirituels; elle peutcependantcontribuer à situercesécrits quant à leur mode propre de signification”.
12. Needham, F. &Outterson, T. “Report of the committee appointed to investigate the nature of the phenomena of hypnotism” // British Medical Journal. 1892. July. 23;2(1647):190-1.
13. Downey, J.E., Creative imagination: studies in the psychology of literature,
1919/1999, p.219.
14. Grinder, J. &Bandler, R., Trance-formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis, Real People Press, 1981. p. 18.