Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013Об авторе:
Малярчук Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; malarchuknn@rambler.ruАннотация:
Проанализированы школьные факторы, оказывающие негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков. Интенсификация учебного процесса представлена как объективная ситуация информационного общества. В качестве негативных элементов реформирования российской школы рассмотрены: несоответствие методик и технологий обучения возрастным, половым и функциональным возможностям обучающихся и недостатки в организации физической активности детей. Особый акцент сделан на недостаточной эффективности объяснительно-иллюстративного метода обучения при формировании навыков здорового образа жизни у школьников. Показана роль недостаточной грамотности самих педагогов в вопросах сохранения здоровья воспитанников и негативное влияние «стрессогенных» педагогических воздействий на здоровье воспитанников. Рассмотрена проблема нарушения права обучающихся в сфере оказания медицинских услуг в результате отсутствия в школе врачей-педиатров. Представлены направления деятельности по сохранению здоровья детского населения на уровне министерств и ведомств, в функциональных обязанностях которых — обеспечение, сохранение и развитие здоровья подрастающего поколения.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Чимаров В.М. Роль педагога в формировании и развитии здоровой личности в условиях социокультурного информационного образовательного пространства / Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материале Тюменской области): сборник статей / В.М. Чимаров, Н.Н. Малярчук. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. С. 208-227.
2. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. М.: Минздравсоцразвития России, 2011. 172 с.
3. Материалы встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с тренерами, спортсменами, ветеранами и экспертами по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года / Библиодосье «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства». М.: Парламентская библиотека, 2013. С. 23.
4. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11-16.
5. Базарный, В.Ф. Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье ребенка // Школьные технологии. 2004. №3. С. 17-22.
6. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
8. Кучма В.Р. Школьная медицина. А нужна ли она сегодня? Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях — основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков // Школа здоровья. 2012. № 1. С.3-8.
9. Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства. М.: Парламентская библиотека, 2013. 50 с.