Онтологический подход к развитию креативности как основа когнитивной образовательной технологии

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013

Название: 
Онтологический подход к развитию креативности как основа когнитивной образовательной технологии


Об авторе:

Дегтярев Сергей Николаевич,
доцент Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук

Аннотация:

В статье теоретически обосновывается возможность построения когнитивной образовательной технологии на основе онтологического подхода и использования информационных компьютерных технологий. С помощью онтологии как метода инженерии знаний описывается модель организации информационных ресурсов, необходимых для построения индивидуальной информационно-деятельностной траектории обучения, и на ее основе – процесс управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Раскрываются особенности когнитивной образовательной технологии как технологии развития интеллектуальных и креативных способностей через формирование когнитивных (понятийных, концептуальных) структур интеллекта. В качестве нового элемента технологии описываются применение тест-карт на этапе входного контроля знаний и их возможности в формировании индивидуальной познавательной траектории ученика. Показан вариант частичного замещения обучающей деятельности учителя компьютерной программой, которая в качестве интеллектуальной системы обеспечивает управление учебно-познавательной деятельностью учащегося с использованием информационных баз данных (электронных ресурсов).

Список литературы:

1. Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООН «Реабилитация», 2013. 520 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

3. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. М.: Сентябрь, 2011. 256 с.

4. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

 5. Захарова И.Г. Использование электронных ресурсов в учебно-познавательной деятельности студентов вуза // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №9. Серия «Педагогика. Психология» С. 33–37.

6. Загвязинский В.И. Стратегия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №9. Серия «Педагогика. Психология». С. 6–11.

7. Никоненко А.А. Обзор баз знаний онтологического типа. URL: http://lingvoworks. ua/index.php?option=com_content&=view=article&id=57:2009-12-09-11-34&catid=2:misc& Itemid=3.

8. Гаврилова Т.А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных систем автоматизации. URL: http://bigc.ru/theory/km/ontul_podhod_ to_uz.php.

9. Дегтярев С.Н. Креативные методы решения сложных задач // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2010. №6(74). С. 67–75.

10. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова. 3-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 319 с. 11. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008.