Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 4 (40)

Название: 
Социология кино: экзистенциальные оценки зрительских практик


Для цитирования: Андрианова Е. В., Давыденко В. А., Черненко А. С. 2024. Социология кино: экзистенциальные оценки зрительских практик // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 4 (40). С. 6–38. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-4-6-38

Об авторах:

Андрианова Елена Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Тюмень, Россия; e.v.andrianova@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-7769-9206


Давыденко Владимир Александрович, доктор социологических наук, профессор, начальник научно-исследовательского центра, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; v.a.davydenko@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0001-8389-4254

Черненко Анжелика Сергеевна, магистрант кафедры общей и экономической социологии, менеджер научно-исследовательского центра, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; stud0000297227@study.utmn.ru

Аннотация:

В статье приведено краткое описание современного состояния теории социологии кино, которая органично встраивается в нынешние практики выразительных средств кинопроизводства. Основная тема статьи сопряжена с постановкой и авторским решением проблемы экзистенциальной чувствительности зрительских практик, представляющих собой уникальную ценность как восприимчивости, так и их уязвимости в связи с переживаемым опытом своей жизни в контексте кинопотребления. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время в мировой и отечественной социальной науке параллельно идут два новых процесса: во-первых, расширение тематики социологии кинофильма, встраиваемой в традиции общественной жизни; во-вторых, возвращение экзистенциальной социологии к вопросам выбора подлинного бытия, что придало ей импульс. Логика изложения, принятая в статье, основана на теоретическом развертывании теории существования как одного из новейших подходов в экзистенциальных и социальных исследованиях, выявляет научную новизну ее теоретической части, основанной на интерпретации встреч кино и зрителя. Научная новизна в эмпирической части статьи зиждется на том, что на базе репрезентативного опроса посетителей кинотеатров Тюмени (2 502 чел.; весна 2024 г.) авторами выявлены экзистенциальные нарративы медиа и зрителей, предложен анализ ансамблей фильмов по схожей тематике из IMDb (Internet Movie Database) — крупнейшей в мире базы данных о кино и «КиноПоиска». Цель, преследуемая в статье, — прояснение экзистенциальных оценок кинозрительских практик. Методы опираются на встречные процедуры анализа социологии кино, современных теорий существования и задействованных эмпирик. Выводы теории: экзистенциальное измерение смыслов и значений кинопроизводства собой знаменует концептуальный прорыв в ответе на фундаментальный вопрос: «Как именно социальная конструкция современного кино представляет собой области бытия и существования мира и индивида?». Выводы по эмпирике: популярность у зрителя приобретают фильмы, которые отсылают к известным сюжетам и любимым героям, переосмысления старых историй новой киноиндустрией, которая жертвует смысловой наполненностью и содержательностью кинофильма в пользу новых современных эстетических технологий кинопроизводства.

Список литературы:

Бахтин М. М. 2000. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука. 336 с.

Бочарникова И. С. 2022. Формирование образа страны в кино в условиях социальных противоречий российского общества как элемент культурной безопасности // Caspium Securitatis. Журнал каспийской безопасности. № 2 (4). С. 27–37. https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/78 (дата обращения: 01.06.2024).

Готлиб А. 2019. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты: монография. 3-е издание. М.: Флинта. 353 с.

Давыденко В. А., Андрианова Е. В. 2023. «Теория существования» («existence theory») как новый подход в социологической теории и исследованиях: критический анализ (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. № 4. С. 104–124. https://doi.org/10.31249/rsoc/2023.04.06

Де Серто М. 2013. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге. 330 с.

Евсеева Я. В., Ядова М. А. 2017. Социология кино и театра: История и современность: Введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 11: Социология. № 2. С. 6–20.

Жабский М. И. 2020. Социология кино. М.: Гнозис. 512 с.

Жабский М. И., Тарасов К. А. 2019. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. № 11. С. 74–81. https://doi.org/10.31857/S013216250007449-6

Иосифян С. А., Гращенкова Е. Н. 1974. Кино и зритель (Экранная жизнь одной темы). М.: Всесоюзный Гос. ин-т кинематографии. 66 с.

Касавина Н. А. 2022. Экзистенция и культура. М.: Весь Мир. 248 с.

Климов Я. И. 2022. Феноменология кино: визуальный поворот и кризис содержания // Общество: философия, история, культура. № 6. С. 232–235.

Корте Г. 2020. Введение в системный кино-анализ c примерами исследований на материале фильмов «Забриски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Лурман, 1996) / авторы исслед. П. Дрекслер, Г. Корте, Г.-П. Роденберг, Й. Тиле; пер. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой (ч. 2, гл. II, III); под науч. ред. И. Кушнаревой; предисл. А. Павлова. М.: Изд. дом ВШЭ. 360 с.

Кравченко А. И. 2022. Экзистенциальная социология и проблема пограничного существования // Социология. Журнал российской социологической ассоциации МГУ им. М. В. Ломоносова. № 2. С. 27–39.

Куренной В. 2009. Философия фильма: упражнения в анализе. М.: Новое литературное обозрение. 232 с.

Лубашова Н. И. 2008а. Феномен отечественной кинематографии в социокультурном пространстве России XX века: монография. Краснодар: Атри. 354 с.

Лубашова Н. И. 2008б. Критериальная дуальность бифуркации развития отечественной кинематографии: анализ и прогностика // Аналитика культурологии. № 11. C. 170–181.

Лубашова Н. И. 2015. Социология российской кинематографии эпохи социализма  // Аналитика культурологии. № 1 (31). С. 86–92.

Мартыненко Т. С. 2023. Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. Том 29. № 2. С. 120–139. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-120-139

Мельников А. С. 2018. Экзистенциальная социология: проблема идентификации парадигмальной специфики: монография. Киев: Миллениум. 376 с.

Ольденбург Р. 2014. Третье место: Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. А. Широкановой. М.: Новое литературное обозрение. 456 с.

Попов Е. А. 2024. Поиск оснований социологии страданий: между экзистенциальным и социальным опытом // Социологический журнал. Том 30. № 1. С. 8–25. https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.1

Радаев В. В. 2023. Смотрим кино, понимаем жизнь: 20 социологических очерков / 2-е изд., доп. М.: Изд. дом ВШЭ. 400 с.

Резник Ю. М. 2015. К феноменологии возможных миров человека: экзистенциальная онтология проектирования // Онтология проектирования. Том 5. № 4 (18). С. 450–462. https://doi.org/10.18287/2223-9537-2015-5-4-450-462

Тихонова С. В. 2022. Как кино меняет социальную реальность: the social impact entertainment — социальное воздействие развлечений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Том 22. Вып. 2. С. 170–175.

Троцук И. В., Субботина М. В. 2018. Оценка влияния кинематографа на социальные представления о героизме: апробация одного подхода // Коммуникология. Том 6. № 4. С. 140–158.

Федоров А. В. 2022. Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката: мнения читателей журнала «Советский экран» (1958–1991): монография. М.: Информация для всех. 330 с.

Чугунов А. М. 2014. Структура и функции кинематографа: опыт исследований // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. № 10 (48): в 3 ч. Ч. I. C. 196–200.

Alexander J. C. 2003. The Meanings of Social Life. A Cultural Sociology. New York: Oxford University Press. 296 рp.

Alexander J. C. 2019. What Makes a Social Crisis? The Societalization of Social Problems. Cambridge: Polity. 180 рp.

Altenloh E. 1914. Zur Soziologie des Kino. Brigham Young University. BYU Scholars Archive. Prose Nonfiction / herausgegeben von Alfred Weber. Jena: Eugen Diederichs. 103 рp.

Altenloh E. 2001. A sociology of the cinema: the audience // Screen. Vol. 42. Iss. 3. Pp. 249–293.

Altenloh E. 2004. From a sociology of the cinema: the cinema business and the social strata of its audience // German Essays on Film / R. W. McCormick, A. Guenther-Pal (eds.). New York; London: Continuum. Pp. 29–47.

Andrew J. D. 1976. The Major Film Theories. An Introduction. New York: Oxford University Press. 288 рp.

Andrew J. D. 1984. Concepts in Film Theory. New York: Oxford University Press. 256 рp.

Andrew J. D. 2009. The core and the glow of film studies // Critical Inquiry. Vol. 35. No. 4. Pp. 879–915.

Annola J., Lindberg H., Markkola P. (eds.). 2024. Lived Institutions as History of Experience. London: Palgrave Macmillan. 372 рp. https://doi.org/10.1007/978-3-031-38956-6

Bachmann-Medick D. 2016. Cultural Turns: New Orientations in the Study of Culture / transl. by A. Blauhut. Berlin; Boston: De Gruyter. 302 рp. https://doi.org/10.1515/9783110402988

Baert P., Morgan M., Ushiyama R. 2022. Existence theory: Outline for a theory of social behavior // Journal of Classical Sociology. Vol. 22 (1). Pp. 7–29.

Boardman F. 2019. Film Ontology: extension, criteria and candidates // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 3–29.

Braudy L., Cohen M. (eds.). 2009. Film Theory and Criticism. New York: Oxford University Press. 928 рp.

Braverman J., Reddy Pr., Park S. 2022. IMDb Movie Analysis // Carnegie Mellon University. Statistics & Data Science. 12 декабря. https://www.stat.cmu.edu/capstoneresearch/fall2022/315files_f22/team24.html (дата обращения: 20.06.2024).

Carroll N. 2019. Medium specificity // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 3–29.

Cavell S. 2019. What becomes of people on film? // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 335–257.

De Certeau M. 2002. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press. 256 рp.

De Certeau M., Giard L., Mayol P. (eds.). 1998. The Practices of Everyday Life. Vol. 2: Living Cooking / transl. by T. J. Tomasik. Berkeley: University of California Press. 240 рp.

De Palma V. 2022. Phenomenology and British empiricism // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 73–86.

De Santis D., Hopkins B. C., Majolino C. 2022. Introduction // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 1–9.

Djian A., Majolino C. 2022. Phenomenon // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 352–367.

Douglas J. D. (ed.). 1970а. Understanding Everyday Life: Toward a Reconstruction of Sociological Knowledge. Chicago: Aldine Pub. Co. 358 рp.

Douglas J. D. (ed.). 1970б. Deviance and Respectability. New York: Basic Books. 468 рp.

Douglas J. D. 2017. Everyday Life. Reconstruction of Social Knowledge. New York: Imprint Routledge eBook Published. 370 рp. https://doi.org/10.4324/9781351327329

Douglas J. D., Johnson J. M. 2010/1977. Existential Sociology. Cambridge: Cambridge University Press. 346 рp.

Dudrah R. 2006. Bollywood: Sociology Goes To the Movies. SAGE Publications Pvt. Ltd. 212 рp.

Eberle T. S. 2018. Qualitative Cultural Sociology // The SAGE Handbook of cultural sociology / D. Inglis, A.-M. Almila (eds.). SAGE Publications Ltd. Pp. 237–255.

Eldridge R. 2019. Analytic Philosophy of film: (contrasted with Continental Film Theory) // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, S. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 237–258.

Fedorov A. 2023. Theoretical concepts of film studies in Cinema Art Journal: 1969–1985 // International Journal of Media and Information Literacy. Vol. 8. No. 1. Pp. 14–60. https://doi.org/10.13187/ijmil.2023.1.14

Gunning T. 2008. Film Studies // The SAGE Handbook of Cultural Analysis / T. Bennett, J. Frow (eds.). SAGE Publications Pvt. Ltd. Pр. 185–206.

Heise T. S., Tudor A. 2018. For a sociology of the cinema // The SAGE Handbook of Cultural Sociology / D. Inglis, A.-M. Almila (eds.). SAGE Publications Ltd. Pp. 481–495.

Heiss J. P. 2023. An empirical approach to studying human existence // The Routledge International Handbook of Existential Human Science / H. Wardle, N. Rapport, A. Piette (eds.).  London: Routledge. Pp. 275–285.

Hopp W. 2022. Perception // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 339–351.

Kotarba J., Fontana A. 1987. The Existential Self in Society. Chicago: University of Chicago Press. 256 рp.

Kotarba J., Melnikov A. 2023. Existential sociology // The Routledge International Handbook of Existential Human Science / H. Wardle, N. Rapport, A. Piette (eds.). London: Routledge. Pp. 12–23.

Laurent P. 2022. Life-world // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 271–277.

Nagib L. 2020. Realist Cinema as World Cinema: Non-cinema, Intermedial Passages, Total Cinema. Amsterdam: Amsterdam University Press; Illustrated edition. 302 рp.

Nannicelli T. 2019. The Television Medium // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 949–971.

Novotny K. 2022. World // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 435–442.

Parker H. 2023. “View” and “Process”: early British industrial films and visual culture // Historical Journal of Film, Radio and Television. Vol. 43 (4). Pp. 979–1000.

Prinz J. 2019. Affect and Motion Pictures // The Palgrave Handbook of the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 893–921.

Risser J. 2022. Phenomenology and hermeneutics // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 690–698.

Shepherdson K. J., Simpson Ph., Utterson A. (eds.). 2003. Film Theory: Critical Concepts in Media and Cultural Studies. New York: Routledge. 1552 рp.

Shim M. K. 2022. Ego // The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy / D. de Santis, B. C. Hopkins, C. Majolino (eds.). London: Routledge. Pp. 167–174.

Signorelli T. H., Tudor A. 2018. For a Sociology of the Cinema // The SAGE Handbook of cultural sociology / D. Inglis, A.-M. Almila (eds.). SAGE Publications Ltd. Pp. 481–495.

Sinnerbrink R. 2019. Filmosophy / Film as Philosophy // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 513–540.

Sinnerbrink R. 2022. Cinematic experience: from moving images to virtual reality // The Oxford Handbook of Film Theory / K. Stevens (ed.). New York: Oxford University Press. Pp. 646–669.

Skinner J. 2023. Existentialism and tango social dance: The anthropology of (moving) events // The Routledge International Handbook of Existential Human Science / H. Wardle, N. Rapport, A. Piette (eds.). London: Routledge. Pp. 150–164. https://doi.org/10.4324/9781003156697-4

Stepanov B. 2020. «Coming Soon?»: Cinematic Sociology and the Cultural Turn // Российское социологическое обозрение. Т. 19. № 4. С. 152–177. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2020-4-152-177

Stutterheim K. 2019. Modern Film Dramaturgy. An Introduction. New York: Peter Lang Pub Inc. 211 рp.

Susen S. 2015. The “Postmodern Turn” in the Social Sciences. London: Palgrave Macmillan. 522 рp.

Susen S. 2017. Reflections on Patrick Baert’s ‘The Existentialist Moment: The Rise of Sartre as a Public Intellectual’ // The Sociology of Intellectuals After ‘The Existentialist Moment’. London, UK: Palgrave Macmillan. Pp. 1–122.

Susen S. 2022. Critical remarks on Existence Theory: between Existentialism and Phenomenology // Journal of Classical Sociology. Vol. 22 (1). Pp. 49–84.

Taylor A. (ed.). 2015. Theorizing Film Acting. Routledge Advances in Film Studies. London: Routledge. 328 рp.

Torterat G. 2023. Filming and describing an individual // The Routledge International Handbook of Existential Human Science / H. Wardle, N. Rapport, A. Piette (eds.). London: Routledge. Pp. 285–293.

Tröhler M., Kirsten G. (eds.). 2018. Christian Metz and The Codes of Cinema: Film Semiology and Beyond (Film Theory in Media History). Amsterdam: Amsterdam University Press. 484 рp.

Tudor A. 1998. Sociology and film // The Oxford Guide to Film Studies / J. Hill, P. C. Gibson (eds.). Oxford; New York: Oxford University Press. Pp. 190–194.

Tudor A. 1999. Decoding Culture: Theory and Method in Cultural Studies. SAGE Publications Ltd. 224 рp.

Turvey M. 2019. Avant-Garde films as philosophy // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 573–600.

Wardle H. 2023. Anthropology as an existential enquiry // The Routledge International Handbook of Existential Human Science / H. Wardle, N. Rapport, A. Piette (eds.). London: Routledge. Pp. 36–49. https://doi.org/10.4324/9781003156697-4

Wardle H., Piette A., Rapport N. 2023. General introduction: The Routledge Handbook of Existential Human Science // The Routledge International Handbook of Existential Human Science / H. Wardle, N. Rapport, A. Piette (eds.). London: Routledge. Pp. 1–7.

Wardle H., Rapport N., Piette A. (eds.). 2023. The Routledge International Handbook of Existential Human Science. London: Routledge. 304 рp.

Wejbert-Wąsiewic E. 2020. Film i kino jako przedmiot badań socjologicznych. Między tradycją a teraźniejszością // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Sociologica.  № 73. Pp. 89–111. https://doi.org/10.18778/0208-600X.73.06

Wiltsher N., Meskin A. 2019. The moving image // The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures / N. Carroll, L. di Summa Knoop, Sh. Loht (eds.). London: Palgrave Macmillan. Pp. 49–70.