Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 3 (39)

Название: 
СПИК: результаты применения и тенденции совершенствования


Для цитирования: Павлова И. Н., Голаков А. А. 2024. СПИК: результаты применения и тенденции совершенствования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 3 (39). С. 188–206. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-3-188-206

Об авторах:

Павлова Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия; kira_koren@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-3702-1192

Голаков Артём Алексеевич, магистрант, кафедра финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия; golakovartem@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0002-9362-8237

Аннотация:

Специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК) разрабатывался как один из способов комплексного предоставления экономическому субъекту разных мер стимулирования деятельности в сфере промышленности. В практике российских инвесторов СПИК появился относительно недавно, и его потенциал в настоящее время изучен не в полной мере. В ходе исследования проверялась гипотеза, что СПИК способствует росту прямых инвестиций в краткосрочном периоде, и как следствие — росту валового внутреннего продукта и налоговых доходов бюджета в долгосрочном периоде. В процессе исследования, проводимого методами группировки данных и количественного анализа статистических данных, было подтверждено, что СПИК способствует росту инвестиций, однако их распределение по отраслям экономики и регионам Российской Федерации осуществлено неравномерно. Более того, в Северо-Западном федеральном округе большинство СПИК реализовано в отраслях традиционной специализации региона. Налоговые расходы государства по СПИК в части налога на прибыль организаций в 2022 г. составили 32 млрд руб., что почти в 16 раз превышает начисление этого налога в том же периоде. В результате сделан вывод, что СПИК на современном этапе своего развития действительно обеспечивает комплексное предоставление экономическому субъекту разных мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, однако он не способствует диверсификации экономики РФ и инвестициям в долгосрочные проекты с низкой рентабельностью, что ставит под сомнение его эффективность. Необходима «донастройка» режима СПИК в соответствии с задачами устойчивого функционирования и развития экономики.

Список литературы:

Гереев Р. А. 2016. Специальный инвестиционный контракт и его значение для промышленного развития Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. № 4 (34). С. 39–43.

Дремов В. В., Киреева Н. В. 2023. Анализ мер стимулирования инвестиционных проектов как фактор эффективности реализации промышленной политики РФ // Russian Economic Bulletin. Том 6. № 5. С. 290–294.

Евстафьева Ю. В. 2023. Специальные инвестиционные контракты нового поколения — СПИК 2.0: особенности использования и перспектив // Государственное управление. Электронный вестник. № 99. С. 49–61.

Исаев А. Г. 2021. О субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам, заключившим специальный инвестиционный контракт // Право и государство: теория и практика. № 12 (204). С. 53–55.

Исаев Н. В. 2022. Специальный инвестиционный контракт в России: становление, современные реалии и перспективы развития // Вестник Волжского Университета им. В. Н. Татищева. Том 1. № 2 (101). С. 76–83.

Майбуров И. А., Соколовская А. М. 2017. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 591 с.

Соколов А. Б. 2022. Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России // Вестник института экономики Российской академии наук. № 3. С. 182–194.

Шепенко Р. А., Исаев А. Г. 2023. Налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов // Правоприменение. Том 7. № 3. С. 85–94.