Правовая концепция формирования гуманитарного «наукограда» неиндустриального города (на примере г. Ханты-Мансийска)

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2023. Том 9. № 4 (36)

Название: 
Правовая концепция формирования гуманитарного «наукограда» неиндустриального города (на примере г. Ханты-Мансийска)


Для цитирования: Ряшин М. П. 2023. Правовая концепция формирования гуманитарного «наукограда» неиндустриального города (на примере г. Ханты-Мансийска) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально- экономические и правовые исследования. Том 9. № 4 (36). С. 152–169. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-4-152-169

Об авторе:

Ряшин Максим Павлович, руководитель базовой кафедры муниципального права и урбанистики, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия; член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, глава г. Ханты-Мансийска, Россия m91200@gmail.com, https://orcid.org/0009-0001-2421-5757

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы разработки правовой концепции формирования гуманитарного «наукограда» современного неиндустриального города на фактическом материале г. Ханты-Мансийска. Актуальность выбранной темы определяется важнейшей задачей эффективного и комплексного правового регулирования и организационно-правового обеспечения социально-экономического развития российских городов и регионов с учетом весьма специфических особенностей их исторических, географических, политико-правовых, социальных и других характеристик. Для решения данной задачи по-прежнему актуальной остается деятельность наукоградов, которые в современных условиях могут расширить сферу научных исследований в областях не только технических и естественных наук, но сформировать гуманитарные «наукограды» на основе неиндустриальных городов. Целью исследования является обоснование муниципально-правовой концепции создания гуманитарных научных кластеров и преобразования неиндустриальных городов (на примере г. Ханты-Мансийска) в гуманитарные «наукограды», тематика исследований в которых будет носить научно-практический и междисциплинарный характер. К объектам исследования, с учетом поставленной цели, необходимо отнести наукограды и научные кластеры, создаваемые в нетрадиционной для них сфере гуманитарной научной деятельности, и предлагаемый способ их создания: по инициативе региональных и местных научных учреждений, вузов, общественных объединений, организаций, научных школ и творческих коллективов. Новизна концептуального подхода состоит в том, что впервые в юридической науке рассмотрены вопросы правового регулирования и формирования гуманитарных «наукоградов» и предложена соответствующая последовательность юридически значимых действий.

Список литературы:

Велиев Э. Э. 2015. Вопросы конституционно-правового статуса муниципальных общественных объединений // Вестник ГУУ. № 6. https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-konstitutsionno-pravovogo-statusa-munitsipalnyh-obschestve... (дата обращения: 25.11.2023).

Донцова О. И. 2019. Проблемы взаимодействия академического, вузовского и предпринимательского секторов науки // Креативная экономика. Том 13. № 10. С. 1905–1918.

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru

О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022)  // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

О статусе наукограда в Российской Федерации: Федеральный закон от 7.04.1999 № 70-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)  // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7598.

Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022)  // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы): распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р (ред. от 21.04.2022)  // Собрание законодательства РФ. 2021. № 3. Ст. 609.

Организация Объединенных Наций: оф. сайт. 2023. https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 25.11.2023).

Рябкова С. А. 2010. Региональные исследовательские университеты как механизм модернизации российского образования // Стратегия устойчивого развития регионов России. № 4. С. 155–160.

Ряшин М. П. 2020. Субъекты осуществления муниципального контроля // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. № 2. С. 33–39.

Спутник высшей школы: межвузовский научный журнал: оф. сайт. https://sputnik-nauki.ru/ (дата обращения: 24.11.2023).

Суходолов М. И. 2016. Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах // Вестник СПбГУ. Серия 14: Право. № 1. С. 53–62.

Таболин В. В. 2016. Социально-правовые аспекты местного самоуправления // Гуманистический фактор в современном праве: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 78–83.

Ушаков Д. Н. 2014. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант. 800 с.

Чеботарёв Г. Н. 2017. Общественный контроль в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. № 9. С. 45–48.

Чеботарёв Г. Н. 2019. Взаимно ответственное партнерство государства и общества // Государство и право. № 10. C. 26–34.

Шугрина Е. С. 2022. Академгородки, инновационные и научные центры: отграничение наукоградов от смежных явлений  // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. № 3. С. 13–17.

Шугуров М. В., Шугурова И. В. 2020. Научно-образовательная интеграция ЕАЭС как фактор технологической модернизации: правовые и организационные вопросы // Международное право и международные организации [= International Law and International Organizations]. № 3. С. 37–68.