Перспективы развития экспорта российского высшего образования в Социалистическую Республику Вьетнам: опыт Северного (Арктического) федерального университета

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2021. Том 7. № 1 (25)

Название: 
Перспективы развития экспорта российского высшего образования в Социалистическую Республику Вьетнам: опыт Северного (Арктического) федерального университета


Для цитирования: Голомидова П. С. Перспективы развития экспорта российского высшего образования в Социалистическую Республику Вьетнам: опыт Северного (Арктического) федерального университета / П. С. Голомидова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 1 (25). С. 54-77. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-1-54-77

Об авторе:

Голомидова Полина Сергеевна, аспирант кафедры философии и социологии, начальник отдела рекрутинга Управления международного сотрудничества, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск); polinagolomidova@gmail.com; ORCID: 0000-0003-3385-112X

Аннотация:

В статье рассматриваются перспективы развития экспорта российского высшего образования в Социалистическую Республику Вьетнам. По результатам анализа Концепции внешней политики Российской Федерации, Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», материалов федерального проекта «Экспорт образования», национального проекта «Наука и университеты» установлено, что на уровне документов стратегического планирования экспорт образовательных услуг рассматривается как инструмент «мягкой силы», источник доходов государства и способ привлечения востребованных специалистов на рынок труда. Авторами проведено исследование потенциала образовательного рынка Вьетнама на основе изучения научной литературы по тематике образовательной миграции, показателей экспорта образования во Вьетнам, состояния российско-вьетнамских отношений, позиций русского языка в стране и ключевых статистических индикаторов, а также включенного наблюдения в рамках профессиональной деятельности. Рассмотрена экспертно-аналитическая, консультационная и организационная роль Представительства ФА «Россотрудничество» в Социалистической Республике Вьетнам по содействию российским образовательным организациям. Изучен опыт Северного (Арктического) федерального университета по вхождению на образовательный рынок Вьетнама и установлению связей с вьетнамскими университетами: Ханойским университетом предпринимательства и технологий (HUBT) и Вьетнамским национальным университетом лесного хозяйства (VNUF). Сделаны выводы о потенциале укрепления позиций российских высших учебных заведений на образовательном рынке Социалистической Республики Вьетнам в ближайшей перспективе, а также значимости развития научно-образовательного сотрудничества с вьетнамскими университетами как эффективного инструмента по развитию академической мобильности, продвижению русского языка, реализации совместных образовательных программ, научных проектов и экспорта образования в целом.

Список литературы:

  1. Голомидова П. С. Практики экспорта образовательных услуг российских вузов в Социалистическую Республику Вьетнам / П. С. Голомидова // Векторы благополучия: экономика и социум (= Journal of Wellbeing Technologies). 2020. № 4 (39). С. 85-104. DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1040

  2. Делегация САФУ приняла участие в торжественном праздновании 55-летия Вьетнамского национального университета лесного хозяйства // Сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/life/news/university/339732/?sphrase_id=294160 (дата обращения: 13.01.2021).

  3. Динь Тхи Тху Хуен. История становления и развития обучения русскому языку во Вьетнаме / Динь Тхи Тху Хуен // Педагогика. Психология. Философия. 2019. № 3 (15). С. 5-13.

  4. Долгосрочный образовательный проект «Вузы России» // Cайт Российского центра науки и культуры в Ханое. URL: http://vnm.rs.gov.ru/ru/activities/180/projects/242 (дата обращения: 03.01.2021).

  5. Дополнительные и обосновывающие материалы федерального проекта «Экспорт образования». URL: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/21f/Eksport-obrazovaniya-_obnov.-red_.pdf (дата обращения: 03.01.2021).

  6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/25422... (дата обращения: 03.01.2021).

  7. Миссия университета. Визитная карточка // Сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/university/about/mission/ (дата обращения: 03.01.2021).

  8. Образование. Федеральный проект. Экспорт образования // Cайт «Будущее России. Национальные проекты». URL: https://futurerussia.gov.ru/eksport-obrazovania (дата обращения: 03.01.2021).

  9. Опубликован паспорт национального проекта «Образование» // Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 03.01.2021).

  10. Открытая лекция г-на Нгуен Конг Нгиеп, профессора ХУПТ (Вьетнам) // Сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/media/video/?ELEMENT_ID=334597&sphrase_id=294159 (дата обращения: 13.01.2021).

  11. Отчет о выполнении работ по Контрольной точке № 45 I-этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка, в том числе разработка маркетинговых рекомендаций российским образовательным организациям по продвижению образовательных программ на международном образовательном рынке // Сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/otchet-KT-45.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

  12. Паспорт национального проекта «Наука и университеты». URL: https://ipfran.ru/files/10591/new_np_sci_uni.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

  13. Паспорт федерального проекта «Экспорт образования». URL: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/21f/Eksport-obrazovaniya-_obnov.-red_.pdf (дата обращения: 03.01.2021).

  14. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство: [монография] / Е. В. Вашурина, О. А. Вершинина, Ч. Ф. Газиева, Я. Ш. Евдокимова, А. А. Крылов, С. А. Мухамедиева, О. В. Павлова, Ф. А. Хайдаров. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 234 с.

  15. Рязанцев С. В. Миграционные планы вьетнамской молодежи в контексте российской политики привлечения образовательных мигрантов / С. В. Рязанцев, Е. Е. Письменная // Вьетнамские исследования. 2017. № 7. С. 204-211.

  16. Рязанцев С. В. Миграция населения из Вьетнама: современные особенности и возможности для России / С. В. Рязанцев, Р. В. Маныиин, Е. М. Моисеева, В. Н. Пинчук // Вьетнамские исследования. 2019. № 2. С. 29-43.

  17. Рязанцев С. В. Образовательная и трудовая миграция вьетнамцев в Россию: тенденции и потенциал / С. В. Рязанцев, Е. Е. Письменная // Вьетнамские исследования. 2013. № 3. С. 65-74.

  18. Сафонова М. А. Социальная организация образовательных миграций: на примере студенческого потока из Казахстана в Россию: дис. … канд. социол. наук / М. А. Сафонова. М.: Социол. ин-т РАН, 2011. 201 с.

  19. САФУ и Вьетнамский национальный университет лесного хозяйства определили вектор сотрудничества // Сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/life/news/university/336244/?sphrase_id=294160 (дата обращения: 13.01.2021).

  20. САФУ и Ханойский университет предпринимательства и технологий подписали Соглашение о сотрудничестве // Сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/life/news/university/334562/?sphrase_id=294159 (дата обращения: 13.01.2021).

  21. САФУ расширяет гуманитарное и индустриально-образовательное сотрудничество с организациями Вьетнама // Сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/life/news/university/339785/?sphrase_id=294163 (дата обращения: 13.01.2021).

  22. Сибирский гринфилд. Проректор ТГУ Артем Рыкун о 800 иностранных студентах и миграционном цунами // Томский Обзор. URL: https://obzor.city/article/617749---sibirskij-grinfild.-prorektor-tgu-artem-rykun-o-800-inostrannyh-... (дата обращения: 05.01.2021).

  23. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области образования. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1626 (дата обращения: 03.01.2021).

  24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 15 марта 2010 г.) // Национальный информационный центр ФГБУ «Главэкспертцентр»: оф. сайт. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation/agreem_recog_Vietnam_2010 (дата обращения: 03.01.2021).

  25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий (Сочи, 25 ноября 2014 года) // Гарант: справочно-правовая система. URL: https://base.garant.ru/70814100/ (дата обращения: 03.01.2021).

  26. Соколов А. А. Высшее образование Вьетнама: формы интернационализации / А. А. Соколов // Вьетнамские исследования. 2017. № 7. С. 212-224.

  27. Соколов А. А. Современная образовательная миграция из Вьетнама: возможности и вызовы / А. А. Соколов // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. С. 184-205.

  28. Стратегия увеличения доли России на международном рынке высшего образования // Сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/strategy.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

  29. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России: оф. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/99/events/63728 (дата обращения: 03.01.2021).

  30. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 03.01.2021).

  31. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2019. Вып. 9. 536 с.

  32. Boyd M. Family and personal networks in international migration: recent developments and new agendas / M. Boyd // International Migration Review. 1989. Vol. 23. No. 3. Pp. 638-670.

  33. Education: Outbound Internationally Mobile Students by Host Region / UNESCO Institute of Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения: 03.01.2021).

  34. Findlay A. M. An assessment of supply and demand-side theorizations of international student migration / A. M. Findlay // International Migration. 2010. Vol. 49. No. 2. Pp. 162-190.

  35. França T. Portuguese policies fostering international student mobility: a colonial legacy or a new strategy? / T. França, E. Alves, B. Padilla // Globalisation, Societies and Education. 2018. Vol. 16. No. 3. Pp. 325-338. DOI: 10.1080/14767724.2018.1457431

  36. Future-Oriented chEmiSTry. Международные проекты // САФУ: оф. сайт. URL: https://narfu.ru/international/projects/mezdunarodnie_proekti/detail.php?ID=346957 (дата обращения: 13.01.2021).

  37. Global Flow of Tertiary-Level Students / UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 06.01.2021).

  38. Gold S. J. Migrant network: a summary and critique of relational approaches to international migration / S. J. Gold // The Blackwell Companion to Social Inequality / M. Romero, E. Margolis (eds.). Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2005. 632 рр.

  39. International Migration Systems: A Global Approach / M. Kritz, L. Lim, H. Zlotnik (eds.). Oxford: Clarendon Press, 1992. 354 рр.

  40. Kim J. Economic analysis of foreign education and students abroad / J. Kim // Journal of Development Economics. 1998. Vol. 56. No. 2. Pp. 337-365.

  41. King R. International student migration: mapping the field and new research agendas / R. King, P. Raghuram // Population, Space and Place. 2013. Vol. 19. Pp. 127-137.

  42. Kuptsch С. Students and talent flow — the case of Europe: from castle to harbour? / С. Kuptsch // Competing for Global Talent // C. Kuptsch, E. F. Pang (eds.). Geneve: International Institute for Labour Studies, 2006. Рp. 33-62.

  43. Lee E. A theory of migration / E. Lee // Demography. 1966. Vol. 3. No. 1. Pp. 47-57. URL: https://www.jstor.org/stable/2060063 (дата обращения: 03.02.2021).

  44. Levatino Ant. Opening or closing borders to international students? Convergent and divergent dynamics in France, Spain and the UK / Ant. Levatino, T. Eremenko, Y. Molinero Gerbeau, Er. Consterdine, L. Kabbanji, Amp. González-Ferrer, M. Jolivet-Guetta, Cr. Beauchemin // Globalisation, Societies and Education. 2018. Pp. 1-15. DOI: 10.1080/14767724.2018.1457432

  45. Madge Cl. Conceptualizing international education: from international student to international study / Cl. Madge, P. Raghuram, P. Noxolo // Progress in Human Geography. 2014. Pp. 1-21.

  46. Martin Ph. Competing for global talent: the US experience / Ph. Martin // Competing for Global Talent / Chr. Kuptsch, E. F. Pang (eds.). Geneve: International Institute for Labour Studies, 2006. Pp. 87-106.

  47. Massey D. S. Worlds in Motion. Understanding International Migration at the End of the Millenium / D. S. Massey et al. Oxford: Clarendon Press, 2005.

  48. O‘Connor S. Problematising strategic internationalisation: tensions and conflicts between international student recruitment and integration policy in Ireland / S. O‘Connor // Globalisation, Societies and Education. 2017. Vol. 16. No. 3. Pp. 339-352. DOI: 10.1080/14767724.2017.1413979

  49. Raghuram P. Theorising the spaces of student migration / P. Raghuram // Population, Space and Place. 2013. Vol. 19. No. 2. Pp. 138-154.

  50. Riaño Y. How to explain migration policy openness in times of closure? The case of international students in Switzerland / Y. Riaño, A. Lombard, E. Piguet // Globalisation, Societies and Education. 2018. Vol. 16. No. 3. Pp. 295-307. DOI: 10.1080/14767724.2017.1412823

  51. Riano Y. New directions in studying policies of international student mobility and migration / Y. Riano, C. Van Mol, P. Raughuram // Globalisation, Societies and Education. 2018. Vol. 16. No. 3. Pp. 283-294. DOI: 10.1080/14767724.2018.1478721

  52. Significant Pull/Push Factors for Determining of Asylum-Related Migration. A Literature Review / GMDAC of IOM, EASO. 2016. URL: https://easo.europa.eu/sites/default/files/publications/The%20Push%20and%20Pull%20Factors%20of%20Asy... (дата обращения: 03.02.2021).

  53. Song X. Governing Asian international students: the policy and practice of essentialising “Critical Thinking” / X. Song, G. McCarthy // Globalisation, Societies and Education. 2018. Vol. 16. No. 3. Pp. 353-365.

  54. Tran L. Internationalisation of Vietnamese Higher Education / L. Tran, S. Marginson. Dordrecht: Springer Nature, 2018. 261 рр.

  55. Tremblay K. Academic mobility and immigration / K. Tremblay // Journal of Studies in International Education. 2005. Vol. 9. No. 3. Pp. 196-228.

  56. Van Mol Chr. Intra-European Student Mobility in International Higher Education Circuits: Europe on the Move / Chr. van Mol. London: Palgrave Studies in Global Higher Education, 2014. XIV, 204 рр.

  57. Vietnam: Education and Literacy. Data for the Sustainable Development Goals / UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/en/country/vn (дата обращения: 06.01.2021).

  58. Không chỉ Matxcơva có đại học mang tên Lomonosov // Sputnik Viet Nam. URL: https://vn.sputniknews.com/opinion/201906167627311-thoa-thuan-hop-tac-truong-dai-hoc-nga-viet/ (дата обращения: 13.01.2021).

  59. Trường đại học tổng hợp Nga có thêm nhiều đối tác tại Việt Nam // Sputnik Viet Nam. URL: https://vn.sputniknews.com/vietnam_russia/201912018304138-truong-dai-hoc-tong-hop-nga-co-them-nhieu-... (дата обращения: 13.01.2021).