Современная средняя школа: из чего складывается конкурентоспособность выпускника школы?

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 1 (21)

Название: 
Современная средняя школа: из чего складывается конкурентоспособность выпускника школы?


Для цитирования: Шафранов-Куцев Г. Ф. Современная средняя школа: из чего складывается конкурентоспособность выпускника школы? / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Л. В. Гуляева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 1 (21). С. 8-23. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-1-8-23

Об авторах:

Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, академик РАО, доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель Тюменского государственного университета; ORCID: 0000-0001-7823-0525, Scopus ID: 56728858400, Researcher ID: N-5782-2017, РИНЦ, g.f.kucev@utmn.ru

Гуляева Людмила Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0002-0463-4743, Scopus ID: 57200188383, Researcher ID: B-5487-2019, lyudmila_gulyaeva_tmn@mail.ru

Аннотация:

В контексте современного образовательного процесса конкурентоспособность рассматривается исследователями как системообразующая категория. С одной стороны, конкурентоспособность отражает уровень сформированности базовых навыков и компетенций личности, а с другой — диапазон адаптивных возможностей человека в системе изменяющихся социальных отношений. Социальная значимость этого вопроса обуславливает академический интерес к нему. Данная статья ставит своей целью анализ основных факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности современных старшеклассников.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что наиболее значимые факторы, способствующие развитию конкурентоспособности, включают социальную активность, инициативность, трудолюбие, а также готовность к постоянному саморазвитию и актуализации личностного потенциала. По мнению респондентов, принявших участие в исследовании, перечисленные качества становятся необходимым условием успешной учебы и социализации старшеклассников, а также предпосылкой их дальнейшего развития и профессионального становления после окончания школы.

Список литературы:

  1. Агранович М. Л. Зачем нам рейтинги и как с ними бороться / М. Л. Агранович // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию науки и образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 175 с. URL: https://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf

  2. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 28.06.2019).

  3. Бочарова Е. Е. Уровневые характеристики взаимосвязи личностной конкурентоспособности и субъективного благополучия старшеклассников / Е. Е. Бочарова // Вестник РУДН. Серия Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 62-70.

  4. Гуртов В. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» / В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева // Интеграция образования. 2018. Том 22. № 1. С. 134-150. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150

  5. Журавлев А. Л. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты / А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков // Наука — Культура — Общество. 2008. № 3. С. 99-108.

  6. Журкина А. Я. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций / А. Я. Журкина, Е. Г. Сергушин, О. В. Сергушина // Интеграция образования. 2016.Том 20. № 1. С. 29-36. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036

  7. Молодежь, конкуренция, конкурентоспособность: монография / под ред. акад. РАО Г. Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2019. 256 с.

  8. Нодельман В. Школьные оценки / В. Нодельман, Е. Лория. URL: https://iz.ru/746298/valeriia-nodelman-elena-loriia/shkolnye-otcenki

  9. Три дня ада: как в школах Китая сдают госэкзамены // Профессиональное образование. 2019. № 8. С. 48-50.

  10. Ту А. Х. Рейтинг школы. Проблемы формирования независимой оценки качества школьного образования / А. Х. Ту. URL: https://www.edukids.ru/articles/394

  11. Фазлыева А. А. Представления учителей средних учебных общеобразовательных заведений о конкурентоспособности старшеклассников и процессе ее формирования / А. А. Фазлыева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 45. С. 54-58.

  12. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования: моногр. / В. И. Шаповалов; под науч. ред. Ю. С. Тюнникова. Сочи: СГУТиКД, 2008. 190 с.

  13. Шарафутдинова М. Н. Потенциальная конкурентоспособность старшеклассников в практике профориентационной диагностики и консультирования (на примере психологической готовности к управлению) / М. Н. Шарафутдинова, Н. А. Низовских // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.24

  14. Шафранов-Куцев Г. Ф. Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области) / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Л. В. Гуляева // Интеграция образования. 2017. Том 21. № 4. С. 651-668. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.651-668

  15. Шафранов-Куцев Г. Ф. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Л. В. Гуляева // Интеграция образования. 2019. Том 23. № 1. С. 100-118. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118

  16. RAEX публикует рейтинг 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников. 2019. URL: https://raex-a.ru/releases/2019/Apr17

  17. Armendáriz J. Analysis of institutional competitiveness of junior high schools through the admission Test to High School Education / J. Armendáriz, J. Tarango, J. D. Machin-Mastromatteo // Journal of New Approaches in Educational Research. 2018. Vol. 7. No. 1. January 2018. Pp. 52-60. DOI: 10.7821/naer.2018.1.259

  18. Belfield C. The Effects of Competition on Educational Outcomes: A Review of US Evidence / C. Belfield, H. Levin. New York: National Center for the Study of Privatization in Education Teachers College, Columbia University, 2002. URL: https://www.tc.columbia.edu/ncspe/working-papers/OP35V2.pdf

  19. Himmler O. The effects of school competition on academic achievement and grading standards / O. Himmler // CESifo Working Paper Series. 2009. June. No. 2676. URL: https://ssrn.com/abstract=1427131

  20. Houston J. M., Lesmana C. B. J., Suryani L. K. 2012. Competitiveness and Individualism- Collectivism in Bali and the U. S. / J. M. Houston, C. B. J. Lesmana, L. K. Suryani // Faculty Publications. Vol. 78. URL: https://scholarship.rollins.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1183&context=as_facpub (дата обращения: 08.11.2019).

  21. MacLeod B. W. Reputation and School Competition / B. W. MacLeod, M. Urquiфola // American Economic Review. 2015. Vol. 105. No. 11. Pp. 3471-3488. DOI: 10.1257/aer.20130332 
  22. Robinson T. S. Implicit and Explicit Education through School Curriculum and Society / T. S. Robinson // International Journal of Humanities and Social Science. 2014. Vol. 4. No. 1. January. Pp. 21-28. URL: http://www.ijhssnet.com/journals/Vol_4_No_1_January_2014/3.pdf 
  23. Serdyukov P. Innovation in education: what works, what doesn’t, and what to do about it? / P. Serdyukov // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2017. Vol. 10. No. 1. Pp. 4-33. DOI: 10.1108/JRIT-10-2016-0007 
  24. Shimotsu-Dariol S. Students’ academic competitiveness and their involvement in the learning process / S. Shimotsu-Dariol, D. H. Mansson, S. A. Myers // Communication Research Reports. 2012. Vol. 29. No. 4. Pp. 310-319. DOI: 10.1080/08824096.2012.723643 
  25. Tebeanu A. Cooperation and competitiveness in the educational environment from the students’ perspective / A. Tebeanu, G. Macarie // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 76. Pp. 811-815. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.211