Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании


Для цитирования: Нархов Д. Ю. Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании / Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Ю. Р. Вишневский, В. П. Репин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 1. С. 60-73. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-60-73

Об авторах:

Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); d_narkhov@mail.ru

Нархова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); e_narkhova@mail.ru

Вишневский Юрий Рудольфович, доктор философских наук, профессор кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); soc_stu@e1.ru

Репин Влас Павлович, магистрант кафедры социологии и ТГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); repin_vlas@mail.ru

Аннотация:

Изучаются трансформации в технологиях патриотического воспитания российского студенчества в постсоветский период. Целью исследования был поиск путей эффективного взаимодействия государства и студенчества в области развития гражданской культуры. Основанием для подготовки статьи явились анализ законодательства, социологической литературы о патриотическом воспитании, теоретической базой — междисциплинарный подход к изучению молодежи, данные общероссийских социологических опросов и результаты анализа грантовых конкурсов по поддержке социальных инициатив молодежи, проводимых в 2017-2018 гг. Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Обращается внимание на парадоксальную ситуацию в социальном институте высшего образования — разрыв между функциями трансляции профессионального знания и воспроизводства культуры, воспитания профессионала и гражданина. Ее причиной выступили социетальные трансформации постсоветского времени и модернизационные изменения в высшем образовании начала XXI в. Разрабатывается идея о позитивной социальной инициативе студентов как основе современного патриотического воспитания. Исследуется новая форма взаимодействия государства и студенчества — грантовая поддержка социально значимых инициатив. Показаны высокий уровень патриотизма российского студенчества, положительная динамика понимания студентами патриотизма как позитивной социальной активности. Обосновывается необходимость и возможность разработки единого подхода к осуществлению гражданского и патриотического воспитания студентов в российских вузах.

Список литературы:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. М.: Кучково поле, 2015. Том 12. Итоги и уроки войны. 864 с.
  2. Вишневский Ю. Р. Динамика патриотических установок студенческой молодежи: по материалам мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005-2010-2015 гг.) / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 185-202.
  3. Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 312 с.
  4. Гражданская культура молодежи Свердловской области: тенденции, проблемы / А. А. Айвазян [и др.]; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 244 с.
  5. Козлов А. А. Социологический анализ протестного поведения в студенческой среде / А. А. Козлов [и др.] // Молодежная галактика. 2018. № 15. С. 5-69.
  6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003. URL: http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/metod/008/001.htm (дата обращения: 17.02.2019).
  7. Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ / В. А. Луков. Москва: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.
  8. СТУДЕНТ 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л. Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.