Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы государственной власти

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы государственной власти


Для цитирования: Филонова О. И. Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы государственной власти / О. И. Филонова, Е. Н. Полякова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 4. С. 119-132. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-4-119-132

Об авторах:

Филонова Олина Игоревна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и уголовного права, Курганский государственный университет; filonova2006@mail.ru

Полякова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Безопасность информационных и автоматизированных систем», Курганский государственный университет; pen@kgsu.ru

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с применением цифровых технологий при подаче электронных обращений граждан в органы власти. Внедрение цифровых технологий в сферу взаимодействия граждан и государства соответствует приоритетной политике формирования информационного общества и электронного правительства. Защита персональных данных является одной из задач комплексного обеспечения информационной безопасности государства, что обусловливает актуальность темы статьи. Цель работы — на основе анализа законодательства и порталов центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг выявить проблемы и разработать предложения по правовому обеспечению внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы публичной власти.

В результате контент-анализа региональных сайтов многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг было выявлено, что на большинстве порталов персональные данные отправляются в открытом, незашифрованном виде, что ставит под угрозу их безопасность. Решением проблемы угрозы утечки персональных данных граждан при формировании электронного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления может стать применение на интернет-порталах этих органов в обязательном порядке протокола шифрования данных HTTPS, предполагающего соблюдение трех важнейших аспектов безопасности: шифрования, аутентификации пользователей, целостности. Анализ законодательства и контент-анализ Единого портала государственных и муниципальных услуг показал, что на указанном портале отсутствует возможность направить заявление, предложение или жалобу в какое-либо конкретное ведомство. Решением этой проблемы может стать добавление на Едином портале дополнительной услуги путем создания отдельной интернет-страницы, содержащей форму для обращения и поля для персональных данных заявителя. В России не обеспечен равный доступ граждан к услугам электронных обращений, существует «цифровое неравенство». Решением может стать внесение в законодательство изменений, предоставляющих слабовидящим гражданам возможность получения ответа, написанного с помощью шрифта Брайля, и принятие мер по интернетизации в сельской местности. Результаты исследования, в частности предложения по преодолению «цифрового неравенства», совершенствованию законодательства в сфере защиты персональных данных и повышению эффективности функционала порталов, будут способствовать решению проблем информационного общества.

Список литературы:

  1. Булгатова Ю. С. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в информационном обществе / Ю. С. Булгатова, А. В. Дырхеев // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018. Вып. 1. С. 8-15. 
  2. Васильева А. А. Проблемы обеспечения информационной безопасности персональных данных граждан при подаче электронных обращений в государственные органы / А. А. Васильева, С. А. Сутягин, Е. Н. Полякова, В. В. Москвин // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. № 4 (22). С. 31-34. 
  3. Вейцнер Д. Дж. Персональная конфиденциальность: переосмысление стратегий защиты конфиденциальности для открытых информационных сетей / Д. Дж. Вейцнер // XXIII Ежегодная конференция по приложениям компьютерной безопасности. С. 173-175. DOI: 10.1109/ACSAC.2007.50
  4. Демина Е. И. Основные требования законодательства РФ по защите персональных данных / Е. И. Демина, Е. Н. Полякова // Безопасность информационного пространства. Курган: РИЦ КГУ, 2016. С. 15-18. 
  5. Килиан В. Структурирование правовых знаний по защите данных: исследовательский проект по защите данных DAPRO / В. Килиан, Д. Функат // IEEE Conference: труды XI Международного семинара по применению баз данных и экспертных систем. 2000. С. 1061-1065. DOI: 10.1109/DEXA.2000.875158
  6. Ковалева Н. Н. Административно-правовое регулирование доступа к сведениям о деятельности органов власти / Н. Н. Ковалева // Юридический Вестник Дагестанского государственного университета. 2018. Том 25. № 1. С. 62-71. 
  7. Морукова А. А. Обеспечение информационной безопасности при направлении гражданами обращений в органы публичной власти в электронной форме / А. А. Морукова, С. В. Калинина // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. статей. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД РФ, 2017. С. 245-249. 
  8. Нейкс З. Большие данные как часть критической инфраструктуры / З. Нейкс, З. Раджнай // IEEE Conference. XIII Международный симпозиум по интеллектуальным системам и информатике. С. 217-222. 
  9. Отчет о проведении Х Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС. 5-6 июня 2018 г. URL: http://itforum.admhmao.ru/2018/itogi/otchet-o-provedenii-x-mezhdunarodnogo-it-foruma/ 
  10. Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2015 году. С. 3. URL: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/otchet.pdf 
  11. Официальный сайт ГБУ Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». URL: https://www.mfc45.ru/faq.html 
  12. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (ред. от 1 сентября 2018 г.). 
  13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2015 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (ред. от 25 сентября 2018 г.). 
  14. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 02 августа 2018 г.). 
  15. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (ред. от 25 сентября 2018 г.). 
  16. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 19 июля 2018 г.). 
  17. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27 ноября 2017 г.). 
  18. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 29 июня 2018 г.). 
  19. Филонова О. И. Особенности реализации правового механизма защиты персональных данных в высших учебных заведениях (на примере Курганского государственного университета) / О. И. Филонова, С. А. Губарева, О. М. Муртазина // Наука XXI века: технологии, управление, безопасность: сб. материалов I международной научно-практической конференции. Курган: РИЦ КГУ, 2017. С. 293-299. 
  20. Южаков В. Н. Направления совершенствования правового регулирования в сфере стимулирования развития информационных технологий / В. Н. Южаков, А. А. Ефремов // Право и информационные технологии. 2017. № 5. С. 62-69.