Выпуск:
2018. Том 4. №4Об авторах:
Филонова Олина Игоревна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и уголовного права, Курганский государственный университет; filonova2006@mail.ruАннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с применением цифровых технологий при подаче электронных обращений граждан в органы власти. Внедрение цифровых технологий в сферу взаимодействия граждан и государства соответствует приоритетной политике формирования информационного общества и электронного правительства. Защита персональных данных является одной из задач комплексного обеспечения информационной безопасности государства, что обусловливает актуальность темы статьи. Цель работы — на основе анализа законодательства и порталов центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг выявить проблемы и разработать предложения по правовому обеспечению внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы публичной власти.
В результате контент-анализа региональных сайтов многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг было выявлено, что на большинстве порталов персональные данные отправляются в открытом, незашифрованном виде, что ставит под угрозу их безопасность. Решением проблемы угрозы утечки персональных данных граждан при формировании электронного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления может стать применение на интернет-порталах этих органов в обязательном порядке протокола шифрования данных HTTPS, предполагающего соблюдение трех важнейших аспектов безопасности: шифрования, аутентификации пользователей, целостности. Анализ законодательства и контент-анализ Единого портала государственных и муниципальных услуг показал, что на указанном портале отсутствует возможность направить заявление, предложение или жалобу в какое-либо конкретное ведомство. Решением этой проблемы может стать добавление на Едином портале дополнительной услуги путем создания отдельной интернет-страницы, содержащей форму для обращения и поля для персональных данных заявителя. В России не обеспечен равный доступ граждан к услугам электронных обращений, существует «цифровое неравенство». Решением может стать внесение в законодательство изменений, предоставляющих слабовидящим гражданам возможность получения ответа, написанного с помощью шрифта Брайля, и принятие мер по интернетизации в сельской местности. Результаты исследования, в частности предложения по преодолению «цифрового неравенства», совершенствованию законодательства в сфере защиты персональных данных и повышению эффективности функционала порталов, будут способствовать решению проблем информационного общества.
Ключевые слова:
Список литературы: