Выпуск:
2018. Том 4. №3Об авторах:
Плотникова Елена Борисовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; plotnikova1958@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-3599-5215Аннотация:
Концепция социального капитала в современных научных дискуссиях представлена в большинстве случаев теоретическими подходами к определению, механизмам его формирования, выбору приемов операционализации понятия «социальный капитал». Предметная сторона социального капитала сфокусирована, как правило, при обследовании религиозных, этнических общин, территорий, домохозяйств и семей. Применение понятия «социальный капитал» к промышленному производству не столь частый пример в российских исследованиях, в то время как современная литература уделяет внимание измерению и оценке социального капитала в промышленном секторе, а также его влиянию на экономическую успешность предприятия. Данная статья рассматривает социальный капитал в контексте формирования управленческой активности работников.
Исследование, проведенное в качественной традиции на предприятиях промышленного сектора Пермского края, дополняет сведения формализованного опроса о формах социального капитала, характеристиках сетей информацией о содержательной стороне социального капитала («По поводу чего работники взаимодействуют в разных видах сетей? Какие ресурсы подлежат обмену и накоплению?»). Глубинное интервьюирование позволило выявить такие значимые ресурсные составляющие социального капитала в организациях промышленного производства, как состояние и уровни управленческой активности работников.
В результате исследования приведена классификация сетевого общения персонала организаций, позволяющая раскрыть взаимодействие участников трудового процесса при обмене разными типами ресурсов. Формирование управленческой активности участников трудового процесса происходит через производственное взаимодействие на двух уровнях: нормативном и субъектном. На обоих уровнях осуществляется накопление ресурсов, выражающееся в обладании правами, позволяющими работникам проявлять участие в управлении производством. Различие нормативного и субъектного уровней заключается в демонстрации «пассивной активности» в первом случае и обнаружении (выказывании) потребности и мотивационной активности работников, исходя из идентификации себя с организацией через восприятие целей, норм и ценностей организации, — во втором. Для повышения субъектности работников на исследуемых предприятиях внедряются партисипационные практики, которые непосредственно влияют не только на экономические показатели предприятия, но и формируют работника «нового» типа. Социальный капитал организаций промышленного сектора становится значимой составляющей производственной политики предприятий.
Ключевые слова:
Список литературы: