Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторах:
Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); d_narkhov@mail.ruАннотация:
Статья посвящена проблемам формирования национальной идентичности молодого поколения в условиях глобализационных изменений мира. Теоретическим основанием является представление о многомерности молодежи как специфической общности (социальная структура, социальный институт, социальный резерв, социальный риск и др.), об устойчивости структуры традиционных ценностных ориентаций российской молодежи на фоне увеличения дисперсности интерпретации основополагающих образов культуры, пропаганды несвойственных национальной идентичности ценностей; многоаспектности и изменчивости молодежной идентификации: субкультурной, профессиональной, этнонациональной и другой. В качестве индикаторов национальной идентичности выделяются воплощенные в национальной психологии и находящие отражение в национальном характере язык, нравы, искусство, мифы, религия. В результатах социологического опроса (N = 1406, онлайн-опрос, метод «снежного кома», территория всех федеральных округов России, молодежь в возрасте от 14 до 35 лет) раскрывается взаимосвязь национальной идентичности молодежи с национальной культурой населения, ее знанием, оценкой и принятием. Показаны различия в процессах идентификации молодежи Уральского федерального округа и молодежи, проживающей на остальной части России. Даны оценки структуры ценностных ориентаций, идентификации с понятиями «русский», «свои народы», системообразующих элементов российской культуры (литература, история, фольклор, народная музыка, живопись, архитектура), уровня знаний российской истории, желания проживать за пределами России. Сделан вывод о необходимости учитывать культурные изменения, происходящие с литературой, русским словом, российской историей, при управлении процессами национальной идентификации молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики.
Ключевые слова:
Список литературы: