Исследование инновационной активности в Казахстане: анализ количественных значений и проблемы коммерциализации

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Исследование инновационной активности в Казахстане: анализ количественных значений и проблемы коммерциализации


Для цитирования: Мамраева Д. Г. Исследование инновационной активности в Казахстане: анализ количественных значений и проблемы коммерциализации / Д. Г. Мамраева, Л. В. Ташенова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том. 3. № 2. С. 183-199. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-2-183-199

Об авторах:

Мамраева Динара Габитовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова; dina2307@mail.ru

Ташенова Лариса Владимировна, магистр экономических наук, научный сотрудник НИИ Регионального развития; larisatash_88@mail.ru

Аннотация:

В статье исследованы количественные значения и индексы за период с 2007 по 2015 г., характеризующие изобретательскую активность в Казахстане.

Основной упор сделан на анализе динамики количества выданных патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и товарные знаки. Показано распределение подачи заявок между национальными и иностранными заявителями по основным разделам Международной патентной классификации. Доминирующее число заявок на выдачу патента на изобретения подают представители таких стран, как США (28%), Россия (18%) и Германия (18%). Значительное количество охранных документов на изобретения, согласно Международному патентному классификатору, выдается по следующим направлениям: «Удовлетворение жизненных потребностей человека» (485 патентов и инновационных патентов), «Химия и металлургия» (371), «Различные технологические процессы» (191), «Механика, освещение, отопление» (167), «Строительство, горное дело» (137).

В Казахстане наблюдается прогрессивная тенденция развития лицензионной торговли объектами интеллектуальной собственности, но, тем не менее, для многих предприятий все еще характерна невысокая инновационная активность, которая подтверждается тем, что только лишь от 3 до 6 процентов регистрируемых договоров на изобретения в стране находит свое практическое воплощение. Доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте страны составляет менее 1%. В работе показаны результаты экспертного опроса, позволившего выявить проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в процессе осуществления инновационной деятельности и коммерциализации результатов интеллектуального труда. Согласно опросу, одними из важнейших барьеров, тормозящих инновационную активность предприятий, являются избыточная «забюрократизированность», традиционная консервативность основных отраслей экономической специализации региона, а также отсутствие культуры инноваций и нехватка управленческих кадров. Наиболее эффективными мерами государственной поддержки респонденты считают повышение качества высшего образования, увеличение налоговых стимулов, совершенствование законодательства, инвестиции в создание полноценной инновационной инфраструктуры.

Список литературы:

  1. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015-2016. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246 (дата обращения: 21.12.2016).
  2. Годовой отчет «Национального института интеллектуальной собственности» Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан / отв. ред. С. Е. Бекенов. Астана: Астана, 2015. 98 с.
  3. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова. Москва: Юнити, 1997. 327 с.
  4. Мамраева Д. Г. Изобретательская активность в Казахстане: состояние и проблемы / Д. Г. Мамраева, Л. В. Ташенова // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 3. С. 64-69.
  5. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент / В. Г. Медынский. Москва: ИНФРА-М, 2002. 294 с.
  6. Наука и инновационная деятельность Казахстана 2011-2015 / отв. ред. Н. С. Айдапкелов. Астана: Керемет Баспа, 2016. 53 с.
  7. Шиповалов А. Мировые рейтинги инновационности стран разошлись в показаниях / А. Шиповалов. URL: http//kommersant.ru/doc/2896361 (дата обращения: 28.08.2016).
  8. Bellucci A. University Knowledge and Firm Innovation: Evidence from European Countries / A. Bellucci, L. Pennacchio // Journal of Technology Transfer. 2016. Vol. 41. No 4. Pp. 730-752. DOI: 10.1007/s10961-015-9408-9
  9. Block J. H. Commercializing User Innovations by Vertical Diversification: The User-Manufacturer Innovator / J. H. Block, J. Henkel, T. G. Schweisfurth, A. Stiegler // Research Policy. 2016. Vol. 45. No 1. Pp. 244-259. DOI: 10.1016/j.respol.2015.09.007
  10. Brochner J. From Ideas to Construction Innovations: Firms and Universities Collaborating / J. Brochner, O. Lagerqvist // Construction Economics and Building. 2016. Vol. 16. No 1. Pp. 76-89. DOI: 10.5130/AJCEB.v16i1.4668
  11. Calcagnini G. Models of University Technology Transfer: Analyses and Policies / G. Calcagnini, I. Favaretto // Journal of Technology Transfer. 2016. Vol. 41. No 4. Pp. 655-660. DOI: 10.1007/s10961-015-9427-6
  12. Calcagnini G. The Role of Universities in the Location of Innovative Start-Ups / G. Calcagnini, I. Favaretto, G. Giombini, F. Perugini, R. Rombaldoni // Journal of Technology Transfer. 2016. Vol. 41. No 4. Pp. 670-693. DOI: 10.1007/s10961-015-9396-9
  13. Dehghani T. Technology Commercialization: From Generating Ideas to Creating Economic Value / T. Dehghani // International Journal of Organizational Leadership. 2015. Vol. 4. No 2. Pp. 192-199.
  14. Jamrisko M. These Are the World’s Most Innovative Economies / M. Jamrisko, W. Lu. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s-most-innovative-economies (accessed on: 15 September 2016).
  15. Kanagatova A. Public Challenges in Creating an Intellectual Nation in Kazakhstan / A. Kanagatova, D. Nuketayeva, Z. Suleimenova // Proceedings of the 11th International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management and Organizational Learning / J. Rooney, V. Murthy. 2014. Pp. 259-267.
  16. Knyazevich A. A. Market of Innovations in Composition of the Innovative Infrastructure of Country / A. A. Knyazevich // Marketing and Management of Innovations. 2015. No 3. Pp. 129-139.
  17. Wozniak J. On Commercialization Process of Innovative Training / J. Wozniak // Strategica: Local Versus Global. 2015. Pp. 277-284.