Снижение платежеспособности налогоплательщиков как фактор бюджетного риска

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Снижение платежеспособности налогоплательщиков как фактор бюджетного риска


Для цитирования: Гамукин В. В. Снижение платежеспособности налогоплательщиков как фактор бюджетного риска / В. В. Гамукин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3, № 1. С. 223-237. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-1-223-237

Об авторе:

Гамукин Валерий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет; valgam@mail.ru

Аннотация:

Разнообразные события, оказывающие влияние на современную экономическую ситуацию в России, по своей природе являются рискообразующими факторами. Бюджетная система страны не может функционировать в отрыве от них, а сложные условия формирования бюджетов различных уровней усугубляются риском снижения платежеспособности налогоплательщиков. Его влияние на ритмичное поступление доходов, позволяющее осуществлять запланированные расходы, мультиплицируется новыми бюджетными рисками — инфляции и риском, сопутствующим традиционным финансовым и хозяйственным операциям. Возникает когеренция этих бюджетных рисков, создающая дополнительные угрозы для бюджетной системы.

Поэтому важно рассматривать фактор платежеспособности в бюджетном аспекте, как одну из причин увеличения рисков планомерного и ритмичного исполнения расходных бюджетных обязательств. Требуется идентификация рискообразующих свойств платежеспособности и выявление особенности ее влияния на бюджет. Для этого в ходе исследования с использованием методов сравнительного анализа проведен анализ бюджетного риска снижения платежеспособности налогоплательщиков.

Сформулировано, что в кругообороте денежных средств ведущая роль принадлежит сектору, генерирующему налоговые платежи. Любые его риски оказывают влияние на бюджетные риски. Это означает, что снижение платежеспособности налогоплательщиков появляется в череде бюджетных рисков из-за факторов, действующих на бюджетную устойчивость извне. Органы власти и управления, как правило, не имеют адекватных инструментов управления данным риском. Предложены действия агентов по его компенсации, которые включают: сокращение расходов общественных финансовых фондов; ужесточение требований к очередности платежей налогоплательщиков и усиление финансовых санкций за несвоевременное перечисление денежных средств в доход бюджета; пропорциональная задержка исполнения финансовых обязательств по исполнению расходов бюджета; использование квазиденежных инструментов исполнения обязательств.

Список литературы:

  1. Авдийский В. И. Методологии определения пороговых значений основных (приоритетных) факторов рисков и угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов / В. И. Авдийский, В. К. Сенчагов // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 73-78. 
  2. Акимов В. А. Кризисы и риски: к вопросу взаимосвязи категорий / В. А. Акимов, Б. Н. Порфирьев // Проблемы анализа риска. 2004. Т. 1. № 1. С. 38-49. 
  3. Баннова К. А. Управление рисками государства и налогоплательщиков, участников консолидированных групп налогоплательщиков / К. А. Баннова, Ю. А. Рюмина, С. З. Мусина // Проблемы анализа риска. 2014. Т. 11. № 6. С. 22-27. 
  4. Гурвич Е. Т. Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход / Е. Т. Гурвич, А. Л. Суслина // Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 22-33. 
  5. Дорждеев А. В. Создание консолидированных групп налогоплательщиков: риски региональных бюджетов и их регулирование / А. В. Дорждеев, С. В. Подобряев // Управление риском. 2012. № 1. С. 48-54. 
  6. Каючкина М. А. Риски снижения поступлений налога на доходы физических лиц при формировании муниципального бюджета / М. А. Каючкина // Финансы. 2010. С. 66-69. 
  7. Карпов П. А. О причинах низкой собираемости налогов (неплатежей фискальной системе), общих причинах «кризиса неплатежей» и возможности восстановления платежеспособности российских предприятий / П. А. Карпов // Межведомственная балансовая комиссия. М., 1998. 
  8. Мишустин М. Влияние экономических тенденций на динамику налоговых доходов / М. Мишустин // Экономическая политика. 2013. № 5. C. 62-72. 
  9. Пансков В. Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации / В. Г. Пансков // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 74-80. 
  10. Тишутина О. И. Специфика бюджетных рисков приграничных регионов и их анализ на примере субъектов Дальневосточного федерального округа / О. И. Тишутина // Финансы и кредит. 2008. № 5(293). С. 18-22. 
  11. Яшина Н. И. Анализ налогового потенциала территорий на основе совокупного стандартизированного показателя риска / Н. И. Яшина, Л. А. Чеснокова // Налоги и финансовое право. 2014. № 4. С. 86-92. 
  12. Becker T. Budget Deficits, Tax Risk and Consumption / T. Becker // Working Paper Series in Economics and Finance. October. 1995. 
  13. Dan M. Public Budget and Taxes / M. Dan // Annals of Faculty of Economics. 2009. No 1. Vol. 3. Pp. 274-277. 
  14. Hallett A. Sustainable Fiscal Policies and Budgetary Risk under alternative Monetary Policy arrangements / A. Hallett // Economic Change and Restructuring. 2008. No 1. Vol. 41. Pp. 1-28. DOI: 10.1007/s10644-008-9036-6
  15. Kopits G. Coping with Fiscal Risk. Analysis and Practice / G. Kopits // OECD Journal on Budgeting. 2014. No 14/1. Pp. 47-71.
  16. Luechinger S. Fiscal Rules, Budget Deficits and Budget Projections / S. Luechinger, C. Schaltegger // International Tax and Public Finance. 2013. No 5. Vol. 20. Pp. 785-807. DOI: 10.1007/s10797-012-9245-9
  17. Polackova Brixi H. Fiscal Risks are not only in the Budget / H. Polackova Brixi // Czech Journal of Economics and Finance. 2000. No 3. Vol. 50. Pp. 147-159.
  18. Schaechter A. A Toolkit to Assessing Fiscal Vulnerabilities and Risks in Advanced Economies / A. Schaechter // IMF Working Paper. 2012. 29 p.