Учитель: социально-профессиональный портрет и оценка качества жизни (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Учитель: социально-профессиональный портрет и оценка качества жизни (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)


Для цитирования: Ефимова Г. З. Учитель: социально-профессиональный портрет и оценка качества жизни (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) / Г. З. Ефимова, И. В. Кайнов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3, № 1. С. 42-55. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-1-42-55

Об авторах:

Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; EfimovaGZ@gmail.com

Кайнов Иван Васильевич, главный специалист отдела регионального развития, Региональный институт развития образования ЯНАО (г. Салехард); Elfivan82@mail.ru

Аннотация:

В статье проанализированы основные элементы социально-профессионального портрета учителя. Представлена оценка динамики престижа педагогической профессии; изучены социально-экономические проблемы, актуальные для жителей Ямало-Ненецкого автономного округа; представлена оценка удовлетворенности педагогов отдельными сторонами жизни; проанализирован объем свободного времени школьных учителей и то, какими занятиями они его заполняют.

В статье установлена взаимосвязь между динамикой здоровья педагогов и сроков их проживания на территории Крайнего Севера. Представлена оценка респондентами уровня материального положения своей семьи и социальной стратификации педагогов. Проанализирован тип жилья учителей Ямала и благоустроенность жилища. Оценка качества жизни педагогов проведена на основе эмпирических данных социологического исследования «Социально-профессиональный портрет учительства», проведенного в 2016 г. среди педагогов общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.

Список литературы:

  1. Доля молодых учителей и педагогов с большим стажем впервые сравнялась. URL: http://www.edu.ru/news/education/dolya-molodyh-uchiteley-i-pedagogov-s-bolshim-staz/ 
  2. Минобрнауки будет повышать престиж профессии учителя при помощи кино. URL: http://www.tass.ru/obschestvo/3656866 
  3. Мониторинг качества приема в вузы. Аналитика: 2011-2015. URL: http://www.hse.ru/ege/stata 
  4. Мониторинг качества приема в вузы. Основные итоги-2016. URL: http://www.hse.ru/ege/stata_2016 
  5. Мустафаева А. А., Актаулова Б. Ж. Термин «социальный портрет»: понятие, значимость и его особенность в проведении исследования. URL: http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_178538.doc.html 
  6. Поливанова К. Что не так в нашей школе / К. Поливанова // Русский репортер. 2016. № 47(276). URL: http://www.rusrep.ru/article/2012/11/27/scool 
  7. Проблема учителей является приоритетной для нового министра образования. URL: http://www.tass.ru/obschestvo/3555029 
  8. Профессия «учитель»: вчера и сегодня. URL: http://www.wciom.ru/index.php?id=236&uid=115829 
  9. Растет количество молодых квалифицированных специалистов, выбирающих профессию учителя. URL: http://www.минобрнауки.рф/новости/7802 
  10. Семенов А. Л. Учим учиться и учить. URL: http://www.rg.ru/2016/11/15/aleksej-semenov-v-obshchestve-vyros-prestizh-professii-uchitelia.html 
  11. Тюменское учительство: работа и качество жизни: монография / под. ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. 264 c.