Оценка качества системы управления персоналом (СУП) по результатам опроса работников организаций нефтегазовой отрасли

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Оценка качества системы управления персоналом (СУП) по результатам опроса работников организаций нефтегазовой отрасли


Об авторе:

Гайсина Люция Мугтабаровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и культурологии Уфимского государственного нефтяного технического университета; glmug@mail.ru

Аннотация:

Несмотря на кризисное состояние отрасли, нефтегазовая промышленность продолжает оставаться весьма конкурентоспособным работодателем. Один из наиболее высоких уровней заработной платы и развернутый социальный пакет повышают привлекательность предприятий нефтегазовой отрасли для притока новых кадров. 
В то же время тяжелые условия труда, суровый климат, повышенная ответственность, требующая от работников соблюдения жесткой дисциплины, ведут к высокому уровню текучести кадров. В этих условиях особое место занимают вопросы качества системы управления персоналом. 
В статье представлено авторское исследование, построенное на выявлении наиболее важных критериев качества управления персоналом для предприятий нефтегазовой отрасли и основанное на главных принципах синергетического подхода, рассматривающих организацию как сложную, открытую, саморазвивающуюся систему. В результате социологического исследования выявлены наиболее важные критерии качества системы управления для сотрудников предприятий нефтегазовой отрасли. Сделан вывод о том, что отраслевая специфика, требующая построения крупных вертикально-интегрированных корпораций, а также многоуровневость систем управления существенно затрудняют процессы информационного обмена между рядовыми сотрудниками и руководством средних и высших звеньев.

Список литературы:

  1. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации / И. Е. Ворожейкин. М.: ИНФРА-М, 2001; Генкин Б. М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б. М. Генкин. М.: Норма, 2007. 
  2. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации / И. Е. Ворожейкин. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 72-73; Гличев А. В. Качество, эффективность, нравственность: учебное пособие / А. В. Гличев. М.: ООО Премиум Инжиниринг, 2009. С. 42. 
  3. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации / И. Е. Ворожейкин. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 101-104; Захаров Н. Л. Управление социальным развитием организации / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 97-99. 
  4. Горбашко Е. А. Управление качеством: учебник / Е. А. Горбашко. М.: Изд-во Юрайт, 2012. С. 28. 
  5. Захаров Н. Л. Управление социальным развитием организации / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 94. 
  6. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2010; Перфильева М. Б. Управление лояльностью персонала / М. Б. Перфильева. Прага: Изд-во ЧТУ, 2008. 
  7. Пригожин А. И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. М.: МЦФЭР, 2003. С. 152-160. 
  8. Пугачева К. Г. Самоорганизация социально-экономических систем: учеб. пособие / К. Г. Пугачева, К. Н. Соловьенко. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. С. 122; Сапецкий А. О. Социосинергетика / А. О. Сапецкий // Естественнонаучные, социальные и гуманитарные аспекты: труды семинара. М., 1999. С. 194-212. 
  9. Российский статистический ежегодник: занятость населения / В. Л. Соколин. М.: Статистика, 2015. С. 101-110. 
  10. Шестопал Ю. Т. Управление качеством: учебное пособие / Ю. Т. Шестопал. М.: Инфра-М, 2008. С. 34. 
  11. Экономика России, цифры и факты: статистический сборник. Часть 6. Нефтегазовая промышленность. URL: http://utmagazine.ru/posts 
  12. Gaisina L. M. (2015), Corporate staff identity as a factor of increasing labor productivity, Mediterranean Journal of Social Sciences, MCSER Publishing, Rome, vol. 6, no 5, pp. 274-285. 
  13. Gaisina L. M. (2015), The role of the media in the spiritual and moral evolution of society, Mediterranean Journal of Social Sciences, MCSER Publishing, Rome, vol. 6, no 5, pp. 93-101.