Государственные и муниципальные услуги как фактор повышения качества жизни населения

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Государственные и муниципальные услуги как фактор повышения качества жизни населения


Об авторах:

Акулич Мария Михайловна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.m.akulich@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-7112-3639

Батырева Мария Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.v.batyreva@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-6588-5469

Аннотация:

В статье анализируются современные подходы к рассмотрению понятия «качество жизни». Авторы акцентируют внимание на государстве как институте, функционирование которого направлено на повышение качества жизни граждан посредством проведения социально-экономической политики. Описываются возможные способы оценки эффективности воздействия органов власти на качество жизни населения, обосновывается необходимость применения подхода, связанного с оценкой эффективности организации процесса предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг. Приводятся возможные методологические подходы к анализу качества данного процесса, а также отдельные результаты мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг на юге Тюменской области, реализованного при участии авторов статьи. Разработанные на основе полученных результатов рекомендации направлены на повышение качества обслуживания граждан.

Список литературы:

1.        Бабинцев В. Стратегия устойчивого развития региона и улучшение качества жизни населения / В. Бабинцев, А. Гармашев, Г. Ушамирская // Стандарты и качество. 2003. № 2. С. 42-45.

2.        Безъязычный В. Ф. Качество жизни. / В.Ф. Безъязычный, Е. В. Шилков. Рыбинск: РГАТА, 2004. 96 с.

3.        Бойков В. Э. Результаты исследования общей удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг / В. Э. Бойков, Е. И. Добролюбова, Н. В. Зыбуновская, А. Н. Покида, В. Н. Южаков // Социология власти. 2012. № 1. С. 40-65.

4.        Всероссийский мониторинг административных регламентов – 2009 / сост. А. Б. Жулин, Т. Л. Кукса, С. М. Плаксин. М.: Высшая школа экономики, 2010. 144 с.

5.        Генкин Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 434 с.

6.        Задесенец Е. Е. Методология измерения и оценки качества жизни населения России / Е. Е. Задесенец, Г. М. Зараковский, И. В. Пенова // Мир измерений. 2010. № 2. С. 37-44.

7.        Кайль Я. Я. Повышение качества жизни населения субъектов РФ как приоритет существования государственного менеджмента / Я. Я. Кайль, В. С. Епинина // Управление экономическими системами. URL: http://www.uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/2327-2013-09-04-06-18-46

8.        Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С. И. Неделько, А. В. Осташков, С. В. Матюкин, В. Н. Ретинская, И. А. Мурзина, И. Г. Кревский, А. В. Луканин, О. С. Кошевой; под общ. ред. В. В. Маркина, А. В. Осташкова.  М.: Эксклибрис-Пресс, 2008.  321 с.

9.        Панкратова Е. В. Комплексная методика оценки качества жизни региона /

Е. В. Панкратова // Вестник ИГЭУ. 2009. Вып. 1. С. 45-51.

10.    Савченко П. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России / П. Савченко, М. Федорова, Е. Шелкова // Российский экономический журнал. 2000. № 7. С. 66-73.

11.    Савченко Т. Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т. Н. Савченко, Г. М. Головина. М.: Институт психологии РАН, 2006. 169 с.

12.    Спиридонов С. П. Институциональные индикаторы качества жизни: монография / С. П. Спиридонов, Е. В. Нижегородов, Б. И. Герасимов; под ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. 136 с.

13.    Суббето А. И. Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения) / А. И. Суббето. Л.: ЛДНТП, 1991. 102 с.

14.    Фатхутдинов Р. А. Концепция возрождения России на основе повышения ее конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. 2007. № 4. С. 28-43.

15.    Филипенко С. А. Повышение качества жизни на основе совершенствования социальной политики: автореф. дис. канд. эконом. наук / С. А. Филипенко. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2012. 28 с.

16.    Чайнова Л. Д. Качество жизни, эргодизайн и эргономика развития / Л. Д.  Чайнова // Труды ВНИИТЭ. Серия «Качество жизни». Вып. 10, М., 2004. С. 36-42.

17.    Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы / Н. Н. Шувалова. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 380 с.