Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Молодой учитель: профессиональная социализация и качество жизни


Об авторе:

Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; EfimovaGZ@gmail.com

Аннотация:

В статье рассмотрен процесс профессиональной социализации молодого учителя в общеобразовательном учреждении. Обозначены основные проблемы, риски данного процесса. Проанализированы некоторые характеристики повседневной трудовой деятельности педагога. Представлены данные официальной статистики о возрастном составе педагогического корпуса в России. Показана роль молодежи в педагогической профессии. Отмечается актуальность профессиональной социализации для молодого работника.Статья содержит анализ основных результатов социологического исследования «Качество жизни учителя», проведенного в 2015 году среди педагогов общеобразовательных учреждений юга Тюменской области.Целью статьи является анализ основных переменных для оценки процесса профессиональной социализации молодого учителя. Определены основные факторы выбора профессии, удовлетворенность профессией, объем нагрузки, уровень сплоченности коллектива, социально-психологическая атмосфера в коллективе, готовность перейти на другую работу и прочее.

Список литературы:

1.        Багирян Ю. Э. Проблемы профессиональной социализации молодежи в современных условиях / Ю. Э. Багирян // Человек и образование. 2007. № 3-34. С. 102-106.

2.        Ивойлова И. «Количество молодых учителей в России выросло до 136 тысяч» // Русская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/07/14/uchitel-site-anons.html

3.        Кичерова М. Н., Ефимова Г. З., Зюбан Е. В. Особенности процесса первичной профессиональной социализации студентов экономических специальностей учреждений высшего профессионального образования / М. Н. Кичерова, Г. З. Ефимова, Е. В. Зюбан // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5 (24) М.: Науковедение. 2014. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/68PVN514.pdf

4.        Кутырев В. А. Образование как образ жизни / В. А. Кутырев // Alma mater. 1997, № 10. С. 14-19.

5.        Путин В. В. «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя». URL: http://минобрнауки.рф/новости/2916

6.        Самойлова Е. В. Профессиональная социализация молодых учителей: на материалах Республики Мордовия: дис. ... канд. социол. наук / Е. В. Самойлова. Саранск, 2007.

169 с.

7.        Скударёва Г. Н. Социализация как условие профессионального становления молодого учителя / Г. Н. Скударёва // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 37-40.

8.        Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад

о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1 / под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с. URL: http://2020strategy.ru/data/2013/11/08/1214321112/Стратегия-2020_Книга%201.pdf

9.        Тюменское учительство: работа и качество жизни / под ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева, академика Российской академии образования. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. 264 с.

10.    Шафранов-Куцев Г. Ф., Деревнина А. Ю. Качество образования в стратегии управления классическим университетом / Г. Ф. Шафранов-Куцев, А. Ю. Деревнина // Университетское управление. 2002. № 2(21). URL: http://umj.ru/index.php/pub/inside/294/

11.    Ээльмаа Ю. «История молодого учителя в шести конфликтах: останется ли он в школе — это еще вопрос» / Ю. Ээльмаа // Классное руководство и воспитание школьников. 2007. № 16. С. 7–9.