Современные подходы к организации профориентационной работы классического университета в системе профессионального самоопределения старшеклассников

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2014

Название: 
Современные подходы к организации профориентационной работы классического университета в системе профессионального самоопределения старшеклассников


Об авторе:

Толстогузов С.Н. ,
доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных Института биологии Тюменского государственного университета, кандидат биологических наук

Аннотация:

В статье рассматриваются современные подходы к организации профориентационной работы с молодежью в России, реализуемые различными социальными институтами. Описываются модели личностно-ориентированной, векторной и селективной профориентации. Отмечается, что профагитационный (рекрутинговый) подход может служить лишь элементом в целостной системе профессионального самоопределения молодежи. Указаны недостатки профориентационной деятельности органов государственной власти, направленной на решение сегодняшних задач, без учета перспектив развития. Обобщен опыт профориентационной работы приемной комиссии Тюменского государственного университета. Утверждается, что школа является центральным звеном работы по содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Список литературы:

1. Шафранов-Куцев Г.Ф. Проблемы профориентационной работы высшей школы в условиях модернизации российского образования / / Проблемы профориентационной работы в современных условиях: м-лы Всеросс. науч.-практич. конф. 25-26 марта 2010 года. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. С. 35-44.

2. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты / / Школьный психолог. 2003. №4. С. 1.

3. Пряжников Н.С. Перспективы развития профориентации в системе кадровой политики государства / / Проблемы профориентационной работы в современных условиях: м-лы Всеросс. науч.-практич. конф. 25-26 марта 2010 года. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. С. 6-18.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008. 336 с.

6. Зеер Э.Ф. Конфликтующие реальности профессионального самоопределения и пути их преодоления / / Проблемы профориентационной работы в современных условиях: м-лы Всеросс. науч.-практич. конф. 25-26 марта 2010 года. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. С. 25-34.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Изд-во «Академия», 2012. 304 с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3591.

10. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О поддержке образовательных организаций высшего образования, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов» 21 августа 2013 г. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3568.

11. Материалы пресс-конференция заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Александра Климова об итогах приемной кампании в 2013 году.URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3576.

12. Занятость населения Тюменской области. Профессиограммы. URL: http://trud.admtyumen.ru/zan to/Professional training/prof navigator/sovet.htm.

13. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования URL: http://miccedu.ru/monitoring/.

14. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. 296 с.

15. Сивцев Н.С., Караваева И.А. Поливариативная система непрерывной профессиональной подготовки / / Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 71-75.

16. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М. Университетский комплекс: интеграция и непрерывность / / Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 3-9.