Эволюция общественного мнения о развитии социальных сетей в России (контент-анализ новостных сообщений ТРК «Вести»)

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2014

Название: 
Эволюция общественного мнения о развитии социальных сетей в России (контент-анализ новостных сообщений ТРК «Вести»)


Об авторах:

Дулина Надежда Васильевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий, Волгоградский государственный университет; nv-dulina@yandex.ru

Ефимов Е.Г. ,
доцент кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета, кандидат исторических наук

Аннотация:

Целью статьи является изучение роли общественного мнения в развитии социальных сетей. В статье анализируется структура общественного мнения в отношении социальных сетей, представляющая собой совокупность мнений различных социальных групп (пользователей, противников, государства и производителей). Дается сравнение их роли. Государство использует телевидение для формирования позитивного имиджа своей политики. Наибольшим вниманием, с правовой точки зрения, пользуются сообщения о применении сетей в акциях протеста. Незначительное влияние противников сетей и рост внимания к производителям вызван широким внедрением социальных сетей в повседневную жизнь. На основе изучения новостных сообщений ТРК «Вести» установлено, что основным трендом общественного мнения является усиление внимания к проблеме безопасности несовершеннолетних пользователей в сетях. Это выражается в освещении правового аспекта (преступления против несовершеннолетних), этического (самоубийства, аддикция, демонстрация сцен насилия над личностью) и педагогического (махинации во время ЕГЭ). Подтверждением внимания к молодежи, как к наиболее важной социальной группе в сетевом пространстве, является и упоминание о молодежной сети «ВКонтакте», и незначительное внимание к «Одноклассникам».

Список литературы:

1. Руткевич М.Н. Социология, власть, общество / / Социологические исследования. 1993. № 7. С. 3-14.

2. Bijker, W. The Social Construction of Technology. Eijsden: The Netherlands, 1990. 218 p.

3. Bijker, W.E. Social Construction of Technology / / International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences / Ed. Neil J. Smelser. Oxford, Amsterdam, 2001. Pp. 15522-15527.

4. Источники информации и телепредпочтения россиян. URL: http://soc.fom.ru/SMI-i-internet/10938

5. Семенова А.В., Корсунская, М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.

6. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб.: Типография Ю.Б. Эрлихъ, 1895. 161 с.

7. Коркунов Н.М. Русское государственное право: В 2 т. Т. 1: Введение и общая часть. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1909. 630 с.

8. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 ч. Ч. 1: Население, экономический, государственный и сословный строй. СПб.: Типография

И.Н. Скороходова, 1896. 237 с.

9. Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Васильева В.Д. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 289-295.