Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2014

Название: 
Международный опыт развития розничных торговых сетей


Об авторе:

Ахмедзянова P.M. ,
старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и логистики Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, кандидат социологических наук

Аннотация:

В работе представлена характеристика сектора розничной торговли в странах Европы и его влияние на изменение тенденций в развитии потребительского рынка России в целом, и регионов в частности. Выделены следующие структурные тенденции: усиление доминирования розничных торговцев над поставщиками, растущая доля рынка удерживается крупными разветвленными розничными многоотраслевыми магазинами, наблюдается соответствующая потеря доли рынка независимыми и кооперативными розничными торговцами и повышение уровня концентрации рынка. В последние годы проявляется тенденция роста доли непродовольственного сегмента. На рыночном пространстве происходит одновременное уменьшение количества специализированных магазинов наряду с увеличением торговых форматов, отличающихся удобным расположением и широким ассортиментом продукции. Все эти тенденции выражены в разной степени в различных странах. Но на наиболее развитых и продвинутых рынках основная власть удерживается розничными торговыми организациями, размеры которых значительно выросли, особенно в секторе продовольствия. Отмечено, что в рамках крупномасштабной розничной торговли продовольственными товарами на розничных рынках разных стран развиваются торговые точки различных форматов.

Список литературы:

1. Барсукова С.Ю. Балансируя на тонкой проволоке (западные розничные сети в оценках российских предпринимателей) / / ЭКО. 2003. № 1. С. 42-55.

2. Давыденко В.А., Худякова М.В. Развитие локальных торговых сетей как фактор региональной конкуренции на потребительском рынке. III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия». 2008. URL: http://www.isras.ru/mdex.php?page id=906.

3. Котельникова З.В. Особенности развития розничных сетей и торговых форматов продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект) / / Мир России. 2009. № 3. C. 151-172.

4. Радаев В.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: ГУ ВШЭ, 2011. 384 с

5. Хэннан М., Фримен Дж. Популяционная экология организаций / / Вестник

Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2004. № 3. С. 51-83.

6. Флигстин Н. Архитектура рынков. Экономическая социология капиталистических обществ XXI века / Пер. с англ. А.А. Куракина; под науч. ред. В. В. Радаева. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2013. 392 с.

7. Смирнов М. Дискаунтер — это дорого / / Русская Германия. 2012. № 11. URL: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com rg&task=item&id=5972.

8. Розничная торговля (рынок России). URL: http:// www.tradeviser.ru/index.php.

9. Ритейл в Европе — результаты исследования. URL: http://www.retail.ru/article/ all retail/retail europe/

10. Евтюгина А.А. Международный опыт развития торговых сетей. URL: http://www.do.gendocs.ru/docs/index-228697.html.

11. Institute of Grocery Distribution, 1997-2001; List of supermarket chains in the United Kingdom 2012-2013. URL: http://www.faits.fr/list of supermarket chains in_the_united_kingdom.