Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2013

Название: 
Условия развития инновационной среды региона: опыт фокус-группового исследования


Об авторах:

Любимова Елена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
e.a.lyubimova@utmn.ru; https://orcid.org/0000-0002-8420-0514

Игнатова И.В. ,
доцент кафедры таможенного дела Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, кандидат социологических наук 

Аннотация:

В статье рассмотрены условия становления и развития инновационной среды региона. Инновационная среда рассматривается как фундаментальный источник инноваций. Совокупность условий развития инновационной среды региона изучены посредством метода фокус-групп, предложена авторская интерпретация программы и инструментария исследования. Наиболее значимые результаты проведенного исследования включают характеристику внешних и внутренних условий, способствующих развитию инновационной среды региона. Также выявлены позитивные и негативные факторы инновационной среды в Тюменской области. Внешними условиями развития инновационной среды региона являются научный и производственный потенциал, кадровые, финансовые и административные ресурсы, спрос на инновации со стороны крупной промышленности. Основными проблемами развития инновационной среды региона выступают «дуальность» инноваций, слабость инвестиционных институтов, правоприменительная практика, отсутствие федеральной нормативно-правовой базы рационализаторской деятельности, недостаточность профессионализма кадрового ресурса, его инертность в создании и внедрении инноваций. В статье сформулированы рекомендации по формированию благоприятной инновационной среды в регионе.

Список литературы:

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2001. URL: http://www.urban—club.ru/?p=122

2. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001. 596 с.

3. Белановский, С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996. 272 с. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/belanovskiy_metod/00.aspx

4. Дмитриева, Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с.

5. Власова, М. Как избежать фокусов с фокус-группами. URL: http://www.engec.ru/sites/default/files/download/m.vlasova_—_fokus—gruppy.pdf

6. Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1991. 165 с.

7. Гуремина, Н.В. Опыт создания хозяйственных обществ при вузах: региональный аспект, проблемы и перспективы развития // Наука и экономика. 2011. №1(5). С. 64-66.

8. Федеральный закон от 02.08.2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90201

9. Нойбауэр, Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. №3. С. 63-66.

10. Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». URL: http://base.consultant.