Особенности функционирования и развития среднего бизнеса России в контексте взаимоотношений с государством

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Экономика (№11). 2014

Название: 
Особенности функционирования и развития среднего бизнеса России в контексте взаимоотношений с государством


Об авторах:

Лиман И.А.,
заведующая кафедрой экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Гольдман И.Ю. ,
аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Финансово-экономического института Тюменского государственного университета

Аннотация:

В статье дается обзор ключевых характеристик среднего бизнеса и его роли в экономике России. Средние предприятия рассматриваются автором как инновационные, высокопроизводительные и эффективно управляемые. Предлагаются различные трактовки качественных и количественных параметров, в соответствии с которыми предприятия могут быть отнесены к категории средних. При этом в качестве ключевых выступают критерии средней численности работников, предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Анализируются показатели функционирования и развития среднего бизнеса за период с 2008 по 2013 г.: отраслевая структура, удельный вес средних предприятий в общем количестве предпринимательских структур, доля продукции российских средних предприятий в ВВП страны и другие, для сравнения приводятся значения этих же показателей в странах ЕС. Дается обзор действующих мер государственной поддержки средних предприятий, реализуемых как в России, так и за рубежом в кризисный и посткризисный периоды. В статье также предлагается расчет показателей бюджетных расходов в расчете на 1 предприятие и на 1 работника сегмента малого и среднего бизнеса в динамике за период с 2008 по 2013 г. Для подтверждения необходимости государственной поддержки средних предприятий автором приводятся результаты современных исследований, отражающих ключевые проблемы на пути функционирования и развития сегмента среднего бизнеса. Автором также обосновывается необходимость разработки специальных мер поддержки в отношении средних компаний с учетом принципа адресности и дифференциации в зависимости от принадлежности предприятия к конкретной отрасли.

Список литературы:

1. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу о дополнительных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. URL:http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/9334.html

2. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Исследование Ресурсного центра малого предпринимательства. URL: http://www.rcsme.ru

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

4. Перечнева И., Полоцкая Л. Золотая середина / / Эксперт-Урал: Прил. к журн.«Эксперт». 2013. № 50. С. 32-35.

5. Доронин С., Кирпичников А. Средний класс технологического бизнеса / / Эксперт. 2012. № 50. С. 110-117.

6. Полунин Ю. Хрупкая сила среднего бизнеса / / Эксперт. 2013. № 20. C. 38-48.

7. Жилинская О.Н. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к категории микро- , малых и средних в странах Единого экономического пространства// Вестник Российской нации: Научный и общественно-политический журнал. 2013.№ 6. С. 168-177.

8. Березин И. Средний бизнес России: качественные характеристики и количественные оценки. URL: http://www.marketologi.ru/lib/berezin/midbiz.html

9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru