Выпуск:
2025. Том 11. № 1 (41)Об авторе:
Мусинцев Иван Сергеевич, студент-магистрант, факультет теоретической и прикладной филологии, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, Иркутский государственный университет, Иркутск, РоссияАннотация:
В русскоязычной гуманитаристике визуальные новеллы являются относительно недавним объектом исследования по сравнению с англоязычной, в которой представлено множество работ, посвященных выделению характерных особенностей данного жанра, его определению и составлению классификации на базе того или иного основания. В статье предпринята попытка рассмотреть визуальные новеллы как синтетический жанр, вбирающий в себя как литературные, так и видеоигровые структурные элементы. На материале «Doki Doki Literature Club!», «Slay the Princess», а также «Зайчик» и «Бобок» по одноименным рассказам Дмитрия Мордаса и Фёдора Михайловича Достоевского соответственно были проанализированы: 1) взаимодействие и взаимовлияние геймплея и сюжета; 2) формирование «нарратива будущего» посредством включения механик выбора и «click-to-continue»; 3) контаминация точек зрения нарратора и наррататора. В рамках данного исследования инновационным представляется не ставший достаточно классическим людо-нарративный метод изучения видеоигр, благодаря которому удается учитывать взаимосвязь геймплея и сюжета, но попытка очертить глубинные структурные особенности видеоигр в целом и визуальных новелл в частности посредством включения в поле рассмотрения понятия симуляции, понимаемой как «герменевтический Другой нарративов» (Э. Орсет).Ключевые слова:
Список литературы:
Карсканова Н. А., Родина И. В. 2018. Визуальные новеллы как современные электронные издания в Японии, США и России // Язык. Текст. Книга: мат. Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрФУ. С. 57–66. http://elar.urfu.ru/handle/10995/64325 (дата обращения: 06.02.2025).
Шмид В. 2003. Нарратология. М.: Языки славянской культуры. 312 с.
Юнович М. 1934. Новелла // Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 8. М.: ОГИЗ РСФСР: Сов. энцикл. Стб. 114–129. https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-1141.htm (дата обращения: 14.01.2025).
Aarseth E. 2004. Genre trouble: narrativism and the art of simulation // First Person: New Media as Story, Performance, and Game. Cambridge: MIT Press. Pр. 45–55.
Bode C., Dietrich R. 2013. Future Narrative: Theory, Poetics, and Media-Historical Moment. Berlin/Boston: Walter de Gruyter GmbH. 237 рp. https://doi.org/10.1515/9783110272376
Buckles M. A. 1987. Interactive fiction as literature // Byte Magazine. Vol. 12-05. Pр. 135–142.
Camingue J., Carstensdottir E., Melcer E. 2021. What is a Visual Novel? // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. Vol. 5. No. CHI PLAY. Article 285. https://doi.org/10.1145/3474712
Crimmins B. 2016. A Brief history of Visual Novels // Medium. 08.01.2016. https://web.archive.org/web/20240620035029/https://medium.com/mammon-machine-zeal/a-brief-history-of... (дата обращения: 12.02.2025).
Hocking C. 2007. Ludonarrative dissonance in Bioshock (The problem of what the game is about) // Click Nothing. 07.10.2007. https://clicknothing.typepad.com/click_nothing/2007/10/ludonarrative-d.html (дата обращения: 13.01.2025).
van der Geest D. 2015. The Role of Visual Novels as a Narrative Medium: Master Thesis. Leiden: Universiteit Leiden. 29 рp. https://studenttheses.universiteitleiden.nl/handle/1887/31703 (дата обращения: 16.01.2025).
Warner N. 2022. Interactive fiction: the fascinating space between literature and games //Destructoid. 11.08. https://www.destructoid.com/interactive-fiction-the-fascinating-space-between-literature-and-games/ (дата обращения: 01.04.2025).