Поэтика странного в пьесе Нины Садур «Ехай»: на стыке абсурдного и постмодернистского

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2025. Том 11. № 1 (41)

Название: 
Поэтика странного в пьесе Нины Садур «Ехай»: на стыке абсурдного и постмодернистского


Для цитирования: Дунников В. В. 2025. Поэтика странного в пьесе Нины Садур «Ехай»: на стыке абсурдного и постмодернистского // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 11. № 1 (41). С. 87–100. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2025-11-1-87-100

Об авторе:

Дунников Валерий Валерьевич, аспирант кафедры русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия
dunnikov.valery@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0009-5283-6356

Аннотация:

Драматургия Садур, частично совпадающая с постмодернистским стандартом, но частично расходящаяся, вызывает целый ряд исследовательских проблем. Прежде всего, это проблема стиля: за простым, подчеркнуто незатейливым языком ее пьес скрывается представление об абсурдности человеческого существования, экзистенциальные размышления о свободе личности, постмодернистская интертекстуальность. Другая проблема — проблема места в драматической традиции: драматургия Садур занимает пограничное положение между классикой ХIX в. и постмодернизмом второй половины ХХ — ХХI в. Современное литературоведение соотносит произведения Нины Садур то с абсурдизмом, то с постмодернизмом, то с фантастическим реализмом. Как показал проведенный анализ, пьеса «Ехай» соединила черты всех перечисленных направлений. Ее персонажи — Мужик и Бабка — воплощают определенные культурные архетипы, демонстрируя, как постмодернизм работает с культурными клише. Образ Машиниста, мучительно ищущего выход из жизненного тупика, перекликается с образами персонажей драматургии и театра абсурда. Сюжет произведения близок как абсурдизму с его застывшим временем и ожиданием неведомой опасности, так и фантастическому реализму с принципиальной амальгамой реального и фантастического начал без окончательного торжества какого-либо из них. Уточнить поэтику пьесы можно, используя методы герменевтического, мифопоэтического, мотивного и интертекстуального анализа. Подробное рассмотрение произведения показало, что в нем нет алогизма, присущего классическим образцам театра абсурда. Это позволяет автору усложнить конфликт пьесы, ввести в нее аллюзии на произведения русской классической литературы, использовать особые театральные эффекты, противопоставляя статичность персонажей и движение электровоза, а также привнося мотив скрытого сражения за жизнь и душу Мужика между спокойной, рассудительной Бабкой и деятельным Машинистом. Тем самым абсурд, как и его отсутствие, действует в пьесе на уровне отдельных персонажей, а постмодернистские стратегии конструктивны, а не сущностны: они больше организуют действие, чем характеризуют идеи пьесы.

Список литературы:

Алексеева Е. 1993. Тридцать девять классиков и две чудные бабы // Современная драматургия. № 2. С. 178–180.

Делёз Ж. 2011. Логика смысла. М.: Академический проект. 472 с.

Коновалова А. Ю. 2005. Эстетика и поэтика обэриутов: дис. ... канд. филол. наук. https://search.rsl.ru/ru/record/01003039698 (дата обращения: 15.01.2025).

Липовецкий М. 2008. Паралогии. М.: Новое литературное обозрение. 848 с.

Муллина Д. А. 2015. Художественное пространство в драматургии Н. Садур // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. Вып. 2. https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-prostranstvo-v-dramaturgii-n-sadur (дата обращения: 19.03.2024).

Мытник О. Е. 2011. Специфика хронотопа в драматургии Н. Садур // Мова і літаратура: материалы 68-й науч. конф. студентов и аспирантов / под ред. К. А. Тананушка. Минск: РІВШ, 2011. С. 65–68.

Непомнящих Н. А. 2012. Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике // Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы / Институт филологии Сибирского отделения РАН; отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Гео. С. 92–106. https://www.elibrary.ru/sebxrb

Пави П. 1991. Словарь театра. М.: Прогресс. 504 с.

Садур Н. 1983. Ехай. http://lit.lib.ru/s/sadur_n_n/text_0040.shtml (дата обращения: 15.01.2025).

Самарин А. Н. 2013. Поэтика постмодернистской драматургии как дискуссионная проблема // Вопросы русской литературы. № 26 (83). С. 207–216.

Семеницкая О. В. 2007. Поэтика сюжета в драматургии Нины Садур: дис. ... канд. филол. наук. Самара. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/172350 (дата обращения: 08.03.2024).

Старченко Е. В. 2005. Пьесы Н. В. Коляды и Н. Н. Садур в контексте драматургии 1980–90-х годов: дис. ... канд. филол. наук. М. https://search.rsl.ru/ru/record/01003008459 (дата обращения: 15.01.2025).

Эсслин М. 2010. Театр абсурда. СПб.: Балтийские сезоны. 527 с.