Выпуск:
2025. Том 11. № 1 (41)Об авторе:
Завгородняя Галина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы и славистики, Литературный институт им. А. М. Горького, Москва, РоссияАннотация:
Статья посвящена семантике, художественной функциональности и генезису женских образов в прозе русского романтизма. Цель работы — охарактеризовать мифопоэтические истоки женских образов в романтической прозе, уточнить специфику ее фантастической составляющей и сделать вывод об идейно-стилевых приоритетах литературной эпохи первой трети XIX в. Материалом исследования послужили повесть А. Пушкина «Уединенный домик на Васильевском» (1829), записанная В. Титовым, роман М. Загоскина «Искуситель» (1838), повесть В. Одоевского «Косморама» (1840). Анализ осуществлялся с использованием историко-генетического, сравнительно-типологического и культурно-исторического методов. В результате исследования во всех произведениях была выявлена сходная сюжетная схема, восходящая к «Повести о Савве Грудцыне». В каждой паре женских образов были обнаружены параллели с двумя духовно противопоставленными образами — Богородицы и искусительницы. Но помимо этого анализ показал наличие черт гностических образов Софии Премудрости и падшей Софии; отмечены также отсылки к религиозно-мистическим работам Дж. Пордеджа и Я. Бёме и масонским трактатам (прежде всего И. Лопухина). Были сделаны выводы о неконфликтном сосуществовании в пространстве анализируемой прозы христианских и гностических смыслов, а также о важности художественного воплощения значимой для романтической эстетики идеи духовного преображения героя. Именно этой задачей во многом определяется и образная система (героини-женщины служат как проводницами, так и искусительницами на пути преображения), и специфика фантастики.Ключевые слова:
Список литературы:
Бёме Я. 1994. Christosophia, или Путь ко Христу. СПб.: А-cad: ТОО «Аста-пресс». 224 с.
Беневич Гр. 2001. Пути русской софиологии от Фонвизина до м. Марии // Философский век. Альманах. Вып. 17. История идей как методология гуманитарных исследований. Ч. 1: мат. Междунар. конф. «История идей как методология гуманитарных исследований» (Санкт-Петербург, 27–30 сентября 2001 г.) / отв. ред.: Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей. 370 с. C. 232–239.
Бердяев Н.1930. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд II. Учение о Софии и андрогине Я. Бёме и русские софиологические течения // Путь. № 21. С. 34–63.
Болотов В. В. 2001. Собрание церковно-исторических трудов: в 8 т. Т. 3: Лекции по истории древней церкви. История церкви в период до Константина Великого. М.: Мартис. 533 с.
Вайскопф М. 2012. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. М.: Новое литературное обозрение. 696 с.
Вацуро В. Э. 1969. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века / под ред. П. Н. Беркова, Г. П. Макогоненко, И. З. Сермана. Л.: Наука. 355 с. С. 190–209. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6041 (дата обращения: 16.01.2025).
Вацуро В. Е. 2000. София: Заметки на полях «Косморамы» В. Ф. Одоевского // Новое литературное обозрение. № 42. С. 161–168. https://magazines.gorky.media/nlo/2000/2/sofiya-zametki-na-polyah-kosmoramy-v-f-odoevskogo.html (дата обращения: 16.01.2025).
Вацуро В. Э. 2002. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение. 542 с.
Виноградов В. В. 1982. Сюжет о влюбленном бесе в творчестве Пушкина и в повести Тита Космократова (В. П. Титова) «Уединенный домик на Васильевском» // Пушкин: Исследования и материалы / редкол.: М. П. Алексеев, Д. Д. Благой, В. Э. Вацуро, Н. В. Измайлов, Р. В. Иезуитова, Я. Л. Левкович (отв. ред.), С. А. Фомичев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука. Том 10. С. 121–146. https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isa/isa-121-.htm (дата обращения: 16.01.2025).
Григорьев А. А. 1980. Эстетика и критика. М.: Искусство. 496 с.
Демкова Н. С., Лихачёв Д. С., Панченко А. М. 1970. Основные направления в беллетристике XVII в. // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусск. литературе / / АН СССР, ИРЛИ; отв. ред. Я. С. Лурье. Л.: Наука. 592 с. С. 476–561.
Ефимовский А. 1837. Разсуждение, в котором излагается учение Отцев Церкви трех первых веков христианства о Божестве Сына Божия, сочиненное студентом Московской духовной академии Афанасием Ефимовским. М.: В Синодальной тип. 90 с.
Загоскин М. Н. 1902. Искуситель. Роман с рисунками. М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина. 319 с.
Ириней Лионский. 2008. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Издательство Олега Абышко. 672 с.
Йонас Г. 1998. Гностицизм. СПб.: Лань. 384 с.
Кара-Мурза А. А. 2016. Швейцарские странствования Николая Карамзина (1789–1790). М.: Аквилон. 110 с.
Карамзин Н. М. 1848. Сочинения: в 3 т. Т. 3. Повести и смесь. СПб.: Изд. А. Смирдина. 742 с.
Карамзин Н. М. 1984. Письма русского путешественника. Л.: Наука. 718 с.
Кирилл Иерусалимский, архиеп. 2010. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест. 349 с.
Лопухин И. В. 1913. Масонские труды И. В. Лопухина. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова.72 с.
Лотман Ю. М. 1998. Сотворение Карамзина. М.: Мол. гвардия. 382 с.
Одоевский В. 1840. Косморама // Отечественные записки. Т. VIII. Раздел III «Словесность». СПб.: Гутенбергова типография.
Пордедж Дж. 1787. Божественная и истинная метафизика, или Дивное и опытом приобретенное ведение невидимых и вечных вещей. М.: Тайная масон. тип. 639 с.
Пушкин А. С., Титов В. П. 1980. Уединенный домик на Васильевском // Русская романтическая повесть /сост.: В. Сахаров. М.: Сов. Россия. 672 с. С. 159–180.
Пыпин А. Н. 1916. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. Пг.: Огни. 571 с.
Ремизов А. М. 1951. Бесноватые. Савва Грудцын и Соломония. Париж: Оплешник. 93 с.
Сакулин П. Н. 1913. Из истории русского идеализма. Князь Вл. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1. Ч. 1. М.: Издание М. и С. Сабашниковых. 616 с.
Сахаров В. 1996. Русское масонство и идея гностицизма // Россия и гнозис: мат. конф. 26–27 марта 1996 г. / под ред. Т. Б. Всехсвятской и А. Г. Петрова. М.: Рудомино. С. 11–19.
Соколовская Т. О. 1991. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. В 2 т. / ред.: С. Смоляницкий; репринт. воспр-ние изд. 1914–1915 гг. М.: СП «ИКПА». Т. 2. С. 80–118.
Томашевский Б. В. 1979. Примечания / Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 9. Л.: Наука. С. 375–384.
Щербатова И. Ф. 2017. Выбор Н. М. Карамзина // Vox: электронный философский журнал. Вып. 23. https://doi.org/10.24411/2077-6608-2017-00030