Выпуск:
2024. Том 10. № 1 (37)Об авторе:
Чертенко Екатерина Алексеевна, магистрант, кафедра языкознания и литературоведения, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, Тюмень, РоссияАннотация:
Научный интерес к проблеме экфрасиса и особенностям экфрастического описания возрос за последние десятилетия. В статье анализируется экфрастическая поэтика стихотворения Е. Шварц «Воспоминание о фреске Фра Беато Анджелико „Крещение“ при виде головы Иоанна Крестителя в Риме». Целью статьи стало выявление интермедиального соотношения вербального уровня с визуальным, раскрытие онтологического экфрасиса в данном стихотворении. Автор статьи рассмотрел, как в стихотворении соотносятся три уровня образа в их соотношении: художественный текст, визуальные образы фрески и символика (культурные коды). Онтологический экфрасис помогает поэту найти новые способы в раскрытии традиционной христианской темы. Визуальные образы раннеренессансной фрески приобретают в тексте онтологический статус (голубь, «роза», серый цвет, вода, туман, уголь (огонь), цветок, река, кровь, вино, мощи (глава Иоанна Крестителя), Lapis Niger, заря). Эти образы через символы и культурные коды раскрывают метафизику Крещения в историко-культурной и современной перспективе, оставляя читателю варианты интерпретаций. В духе самого раннеренессансного художника Шварц онтологически перекодирует средневековую символику Крещения, погружая ее в реальность, воспринимая христианскую историю как борьбу жизни и смерти, завершающуюся эсхатологической надеждой на Второе пришествие Христа. Фра Анджелико оказался созвучен Шварц именно как художник раннего Возрождения, в его движении средневековой мистики к ренессансному онтологизму и гуманизму.Ключевые слова:
Список литературы:
Арнаутова Н. В. 2014. Предметная и вербальная символика серого в русской этнической культуре // Филологические науки. Этно-, социо- и психолингвистика. № 9. http://www.rusnauka.com/15_NNM_2014/Philologia/9_170608.doc.htm (дата обращения: 11.03.2024).
Барышева Я. А. 2010. Когнитивный механизм серого цвета в культуре народов мира // Вестник Бурятского государственного университета. № 10. С. 101–106.
Баттистини М. 2008. Символы и аллегории: Визуальные коды понятий в произведениях изобразительного искусства / пер. с итал. В. Ю. Траскина. М.: Омега. 384 с.
Веселовский А. Н. 1939. Из поэтики розы // Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л.: Художественная литература. С. 132–139.
Геллер Л. 2002. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М.: МИК. С. 5–22.
Данте А. 1967. Божественная комедия / пер. М. Лозинского; изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов; примеч. И. Н. Голенищева-Кутузова и М. Л. Лозинского. М.: Наука. 627 с.
Дживелегов А. К. 1998. Творцы итальянского Возрождения: в 2 кн. Кн. 1 / общ. ред. и сост. Р. Хлодовского. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика. 352 с.
Ефрем Сирин, преп. Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии. https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-isaii/6 (дата обращения: 23.05.2023).
Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Евангелие от Матфея 3:16. https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.3:16 (дата обращения: 23.05.2023).
Марков А. В. 2020. Закономерности христианской культуры в поздней поэзии Елены Шварц // Культурный код. № 3. С. 7–14. https://doi.org/10.36945/2658-3852-2020-3-7-14
Медведев А. А. 2015. «Сердце милующее»: образы праведников в творчестве Ф. М. Достоев-
ского и св. Франциск Ассизский // Известия Уральского федерального университета. Серия 2:
Гуманитарные науки. Т. 139. № 2. С. 222–233. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31661/1/
iurg-2015-139-21.pdf
Медведев А. 2018. «Никто, как ты, не подошел к Евангелию близко»: рецепция Евангелия в русской францискиане Серебряного века (Д. Мережковский, С. Дурылин, С. Соловьев) // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / сост. и отв. ред. О. А. Богданова, А. Г. Гачева. М.: Индрик. С. 200–220.
Медведев А. 2021. Модернистский экфрасис в эссе Марины Цветаевой «Наталья Гончарова. Жизнь и творчество» // Studia Interkulturowe Europy Środkowo-Wschodniej. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego. Т. 14. С. 196–223. https://doi.org/10.31338/2544-3143.si.2021-14.10
Назаров В. Н. 2021. Архитектоника и символика Райской Розы в «Божественной Комедии» Данте // Наука. Искусство. Культура. № 2 (30). С. 44–58.
Никифор (Бажанов), архим. 2005. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М.: Локид-Пресс; РИПОЛ классик. 795 с.
Пильгун А. 2019. Потусторонний мир Средневековья: рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX–XV веков. М.: Гамма-Пресс. 467 с.
Сурат И. З. 2022. Голгофа // Литературный факт. № 3 (25). С. 163 –194. https://doi.org/
10.22455/2541-8297-2022-25-163-194
Тертуллиан. О крещении / под. ред. А. А. Столярова. М.: Прогресс-культура. https://tertullian.org/russian/de_baptismo_rus.htm (дата обращения: 23.05.2023).
Тизи Бенвенуто. 1525–1550. Непорочное зачатие и Отцы Церкви. Милан, Пинакотека Брера. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Garofalo_-_Madonna_in_Glory_and_Holy_Hones_-_Google_Art_Proj...
Топоров В. Н. 1994. Роза // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия. Т. 2. С. 386–387.
Ханзен-Лёве О. А. 2016. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду / пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. М.: Российский гос. гумм. ун-т. 450 с.
Шварц Е. А. 2002. Сочинения. Т. 1. СПб.: Пушкинский фонд. 461 с.
Шварц Е. А. 2008а. Сочинения. Т. 3. СПб.: Пушкинский фонд. 345 с.
Шварц Е. А. 2008б. Сочинения. Т. 4. СПб.: Пушкинский фонд. 327 с.
Шварц Е. А. 2013. Сочинения. Т. 5. СПб.: Пушкинский фонд. 394 с.
Meyer I. 2022. Fra Angelico — A Look at This Iconic Early Renaissance Painter // Art in Context. March 22. https://artincontext.org/fra-angelico/ (дата обращения: 11.03.2024).