Выпуск:
2023. Том 9. № 2 (34)Об авторе:
Гриднева Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, Самарский государственный технический университет, Самара, Россия; n.gavrilina83@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1886-6040Аннотация:
Статья посвящена изображению Москвы в книге известной современной писательницы Наринэ Абгарян «Понаехавшая» (2011). Цель исследования — раскрытие специфики образа российской столицы середины 1990-х гг., где разворачиваются основные события рассказываемой истории, во многом автобиографической. Поэтика пространства в произведениях Наринэ Абгарян является важным направлением в изучении ее творчества, однако до сих пор книга «Понаехавшая» в данном ракурсе не рассматривалась, что определяет актуальность исследования. Специфика образа Москвы раскрывается в статье через анализ ключевых для произведения московских локусов (Петровки и гостиницы «Интурист»), а также персонажей-москвичек (начальницы Понаехавшей О. Ф. и квартирной хозяйки тети Поли), выступающих для героини главными помощницами в «освоении» Москвы. Петровка, с описания которой начинается книга, открывает перед читателем погруженную в кризис Москву. В этом образе находят отражение важные социокультурные реалии того времени: стихийная уличная торговля, запущенный городской ландшафт, массовая бедность, не виданные ранее импортные товары, слишком дорогие для большинства горожан, и др. Героиня, спешащая по Петровке на собеседование в банк, предстает в пространстве нового для нее города растерянной, беспомощной, чужой. Образ гостиницы «Интурист», ранее бывшей символом прогресса и технического совершенства, а ныне обедневшей и оказавшейся под угрозой сноса, обнаруживает сходство с недавно распавшимся СССР, также долгое время считавшимся передовым и перспективным проектом. Образы москвичек О. Ф. и тети Поли, которые берут опеку над героиней, актуализируют традиционные представления о Москве как о городе-женщине и ассоциируемые с женским началом такие качества, как душевность, радушие, заботливость. Связанные с этими образами пространства (пункт обмена валют, где работает героиня, и квартира, где она снимает комнату) оказываются пространствами доверия, близости, защищенности, поддержки и становятся для Понаехавшей «ее» Москвой.Ключевые слова:
Список литературы:
Абгарян Н. 2022. Понаехавшая. Москва: Издательство АСТ.
Абгарян Н., Стулова А. 2020. «Я так и осталась робкой „понаехавшей“»: Писательница Наринэ Абгарян — о Москве, научившей ее верить в себя, смешной книжке про похороны и великой эпохе ЖЖ: интервью // Известия. URL: https://iz.ru/1080147/arina-stulova/ia-tak-i-ostalas-robkoi-ponaekhavshei.
Александрова-Осокина О. Н. 2020. Вопросы геопоэтики в современном литературоведении // Научный диалог. № 5. С. 216–241.
Бурцева Ж. В. 2021. Формирование северного локального текста в литературе Якутии: структура и культурный код // Новый филологический вестник. № 2 (57). С. 53–66.
Власова Е. Г., Ведерников А. П. 2019. Травелоги в истории литературного открытия Урала: к вопросу о роли жанра в структуре локального текста // Уральский исторический вестник. № 2 (63). С. 143–149.
Денисенко Е. Н., Дмитриевская Л. Н. 2021. Русская картина мира в современной русскоязычной армянской литературе о детях и подростках (на материале произведений Н. Абгарян и М. Петросян) // Российский журнал исследований билингвизма. № 3. С. 54–61.
Егорова Ю. М. 2019. Образ Москвы в рассказах Шмелёва // Новые российские гуманитарные исследования. № 14. С. 81.
Ибадова Н. Э. 2020. Художественное время московского текста Юрия Полякова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. Том 25. № 3. С. 458–467.
Кихней Л. Г., Осипова О. И. 2019. Структура автобиографического повествования в романной трилогии Н. Абгарян «Манюня» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. Том 24. № 4. С. 607–615.
Кораблев А. А. 2019. Онтология и аспектология локальных текстов // Восток — Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сборник научных статей к 70-летию профессора А. Х. Гольденберга. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена». С. 20–27.
Кочетова К. А. 2021. Мотив моря как элемент поэтики магической реальности в романе Наринэ Абгарян «Симон»: квантитативный аспект // Русская филология: ученые записки Смоленского государственного университета. № 21. С. 59–65.
Крусанов П. 2017. Центр новый, незатопляемый // В Питере жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной. Личные истории / сост. Н. Соколовская, Н. Шубина. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной. С. 445–458.
Кузьминых Е. О., Вязовская В. В. 2019. Пространственно-временные координаты художественного мира Н. Абгарян в сборнике рассказов «Дальше жить» // Неофилология. Т. 5. № 19. С. 371–380.
Кульгавчук М. В. 2018. Для массового читателя? Наринэ Абгарян // Вопросы литературы. № 2. С. 66–76.
Кульгавчук М. В. 2022. В поисках нравственной нормы: о некоторых особенностях современной русской прозы // Русский язык и культура в зеркале перевода. № 1. С. 625–633.
Монисова И. В. 2021. Гастрономическая образность в повествовании о мире детства (по повести Н. Абгарян «Манюня») // Традиционная культура в современном мире. История еды и питания народов мира: Материалы V Международного научно-практического симпозиума. Москва. С. 290–297.
Немзер А. С. 2003. Замечательное десятилетие русской литературы. Москва: Захаров.
Николаева Е. А. 2017. «Свое» пространство Н. Абгарян: к вопросу о специфики воплощения архетипа матери в современной литературе // Социология. № 4. С. 162–165.
Новикова Е. А. 2020. Москва в произведениях Ивана Бунина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. № 4. С. 109–115.
Рощина О. В. 2012. Образ «Москвы кабацкой» в творчестве С. А. Есенина и В. А. Гиляровского // Современное есениноведение. № 21. С. 34–39.
Селеменева М. В. 2009. «Московский текст» в русской литературе ХХ века (на материале художественной прозы 1910–1950-х гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. № 2. С. 20–27.
Селеменева М. В. 2015. Образ Москвы в русской литературе начала XXI века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. № 4. С. 93–103.
Сид И. 2015. История понятия «геопоэтика» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 11 (722). С. 153–170.
Смирнова А. И. 2018. Новая женская проза: на перекрестке культур // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. № 6. С. 871–876.
Смирнова А. И. 2019. Пространство локального текста в инонациональной женской прозе (Н. Абгарян «С неба упали три яблока») // Восток — Запад: Пространство локального текста в литературе и фольклоре: Сборник научных статей к 70-летию профессора А. Х. Гольденберга. Волгоград. С. 427–433.
Созина Е. К. 2020. Геопоэтика национального ландшафта в русской литературе // Уральский исторический вестник. № 2 (67). С. 99–106.
Сяося Д. 2022. Образ Москвы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. № 1. С. 166–174.
Трубицина Н. А. 2019. Геопоэтика Крыма в творчестве Михаила Пришвина // Культура и текст. № 3 (38). С. 87–97.
Цатурян Е. И. 2017. Хронотоп автобиографического романа (на материале трилогии Н. Абгарян «Манюня») // Филология. № 1 (7). С. 32–35.
Цвигун Т. А., Черняков А. Н. 2022. К геопоэтике города К.: оптики чувствования // Слово.ру: балтийский акцент. Том 13. № 4. С. 111–123.
Шафранская Э. Ф. 2017. Вруны и фантазеры как паттерн локальных текстов ХХ века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. № 1. С. 22–29.