Просодическое ударение в теории ритма Анри Мешонника под лупой экспериментальной фонетики

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2021. Том 7. № 3 (27)

Название: 
Просодическое ударение в теории ритма Анри Мешонника под лупой экспериментальной фонетики


Для цитирования: Белавина Е. М. Просодическое ударение в теории ритма Анри Мешонника под лупой экспериментальной фонетики / Е. М. Белавина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 3 (27). С. 39-56. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-3-39-56

Об авторе:

Белавина Екатерина Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языкознания, филологический факультет, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; kat-belavina@yandex.ru

Аннотация:

Наследие Анри Мешонника включает в себя разносторонние, многоплановые междисциплинарные исследования. История и теория литературы, философия и лингвистика лежат в основе его методологии изучения ритма. Для анализа текста Мешонник использует систему ударений, в частности просодическое ударение, возникающее на первом слоге слова при повторе его первого согласного в стихе или в прозаическом предложении. Существование просодического ударения, понимаемого таким образом, игнорируется фонетистами. Ударение, заложенное в тексте, в теории Мешонника представлено как символическое отображение сгустка энергии, поскольку изначально в речи ударение концентрирует мускульное усилие. В статье делается попытка определить, каков на сегодняшний день статус просодического ударения, важного элемента аналитического аппарата А. Мешонника.

Ударение имеет акустические параметры (интенсивность, высота, длительность), поддающиеся измерению, поэтому был проведен эксперимент (с помощью анализатора звучащей речи Praat). Ударения на первый слог во французской фонетике считаются добавочными, зависящими от индивидуальной реализации, однако Мешонник, а также его последователь и соавтор Ж. Дессон считают просодическое ударение языковым (фонологическим) законом. Статья описывает третий этап эксперимента, когда носителям языка (учащиеся ENS Paris) была предложена фраза Флобера, прокомментированная Мешонником и Дессоном в «Трактате о ритме», и та же фраза, измененная двумя способами, чтобы проследить ударение в случае отсутствия звукового повтора. В ходе эксперимента у большинства участников наблюдалось небольшое увеличение интенсивности при чтении исходной фразы, снижение интенсивности при чтении укороченной фразы, а в некоторых случаях интенсивность возрастала при чтении фразы со словом, измененным для избегания повторов.

Список литературы:

  1. Белавина Е. М. Французская поэзия 1950-2000. Как читать? (Lire en français la poésie 1950–2000): учебно-методическое пособие, электронное издание сетевого распространения / Е. М. Белавина. М.: КДУ: Добросвет, 2018. URL: https://bookonlime.ru/product/francuzskaya-poeziya-1950-2000-kak-chitat

  2. Мешонник А. Рифма и жизнь / А. Мешонник; пер. Ю. А. Маричик. М.: ОГИ, 2014. 400 с.

  3. Флобер Г. Саламбо / Г. Флобер // Собрание сочинений в 5 томах / пер. с фр. Н. Минский. М.: Правда, 1956. Том 2. С. 3-234.

  4. Astésano C. Rythme et accentuation en français / C. Astésano. P.: L’Harmattant, 2001. 336 рр.

  5. Bourassa L. Rythme et sens. Processus rythmiques en poésie contemporaine / L. Bourassa. Montréal: Les éditions Balzac, 1993. 455 рр.

  6. Bourrassa L. Henri Meschonnic / L. Bourrassa. P.: Bertrand-Lacoste, 1997.

  7. Dessons G. Traité du rythme : des vers et des proses / G. Dessons, H. Meschonnic. P.: Armand Colin, 2005. 242 рр.

  8. Di Cristo A. L’accentuation non emphatique en français : stratégies et paramètres / A. Di Cristo, D. Hirst // Polyphonie pour Ivan Fonagy / J. Perrot (ed.). P.: L’Harmattan, 1996. Рр. 71-102.

  9. Dictionnaire Cambridge. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/alliteration (дата обращения: 31.01.2020).

  10. Flaubert G. Salammbô / G. Flaubert. M.: Editions du Progrès, 1978. 458 рр.

  11. Fonagy I. La vive voix ; Essai de psychopnonétique / I. Fonagy. P.: Payot, 1983. 346 рр.

  12. Garde P. L’accent / P. Garde. P.: Presses Universitaires de France, 1968. 171 рр.

  13. Grammont M. Traité pratique de prononciation française / M. Grammont. P.: Delagrave, 1938. 231 рр.

  14. Lacheret-Dujour A. La prosodie du français / A. Lacheret-Dujour, F. Beaugendre. P.: CNRS Ed., 1999. 354 рр.

  15. Léon P. Phonétisme et prononciations du français / P. Léon. P.: Armand Colin, 2011. 283 рр.

  16. Maeterlinck M. Serres chaudes / M. Maeterlinck. Р.: Léon Vanier, 1889.

  17. Meschonnic H. Critique du rythme / H. Meschonnic. P.: Verdier, 1982. 736 рр.

  18. Meschonnic H. Les Etats de la poétique / H. Meschonnic. Presses Universitaires de France — PUF, 1985. 284 рр.

  19. Meschonnic H. Pour la poétique / H. Meschonnic. I. Gallimard, 1970. Tome 1. 184 рр.

  20. Murat M. Dire la poésie en 1913 : Les Archives de la parole de Ferdinand Brunot / M. Murat // Dire la poésie ? / Collectif; J.-F. Puff. Nantes: Cécile Ledéfaut, 2015. Рр. 101-128.

  21. Murat M. Le vers libre / M. Murat. Р.: Honoré Champion, 2008. 336 рр.

  22. Pajevic M. The Meschonnic-Reader. A Poetics of Society / M. Pajevic; tran. from French with translator-team. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019. 344 рр.

  23. Puff J.-F. Dire la poésie ? / J.-F. Puff; Collectif. Nantes: Cécile Ledéfaut, 2015. 383 рр.

  24. Rousselot J.-P. Principes de phonétique expérimentale / J.-P. Rousselot. P.: H. Weler, 1897-1908.

  25. Savarit C.-M. Les lois de l’alliteration et de l’assonance. Semi-alliteration et semi-assonance / C.-M. Savarit. Mercure de France, 1908.

  26. Thinking Language with Henri Meschonnic. Comparative Critical Studies: Special Issue / M. Pajevic (co-ed.), D. N. Smith, chapter and introduction. 2018. Vol. 15. Iss. 3. URL: https://mescho.hypotheses.org/381