Выпуск:
2021. Том 7. № 1 (25)Об авторах:
Григоришин Сергей Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков, Тюменский государственный университет; s.v.grigorishyn@gmail.com; ORCID: 0000-0002-2509-6382Аннотация:
В настоящей статье исследуются культурно-исторические обстоятельства появления и введения в научный оборот древнейшего рукописного кодекса еврейской Библии — Ленинградского кодекса B 19A. Авторами статьи предпринимается попытка восстановить контекстуальные связи Кодекса с еврейской философией и библейской текстологией. Концепция исследования выстроена на основе генеалогического анализа, открывшего возможность сначала проанализировать наиболее близкие современности этапы легитимации Кодекса B 19A, а затем двигаться в глубину хронологии, вплоть до момента создания изучаемого текста. Результатом исследования стало выявление и экспликация внутренних связей между Кодексом B 19A, школами масоретов, раббанитами, караимами и средневековыми критиками библейского текста. Методология исследования основана на принципах философской герменевтики, сравнительно-исторического подхода генеалогического метода применительно к текстологии.
Выявление причинно-следственной связи в легитимации масоретской Библии показало, что необходимость создания единого стандарта священного текста возникла уже к середине VIII в., времени возникновения движения караимов. Отказ караимов подчиняться авторитету классической раввинской литературы привел к переосмыслению библейского текста. Вместе со статусом главной священной книги, Библия оказалась текстом, вокруг которого стали возможны филологические, философские и теологические дискуссии. Осознание того факта, что библейский текст имеет разночтения, привел раббанитов и караимов к выводу о необходимости создания филологического стандарта Библии. По этой причине резко возрос авторитет масоретов как специалистов по вокализации текста, непосредственных создателей системы огласовок. Семья Бен-Ашеров из Тверии выдвинулась в качестве главной масоретской школы, а ее последний представитель Аарон бен Ашер стал наиболее авторитетным масоретом. Аарону бен Ашеру принадлежит система масоры, представленная в Алеппском кодексе и скопированная в Ленинградском кодексе B 19A. Маймонид первым среди еврейских философов оценил текстологические достижения Аарона бен Ашера, чем значительно поднял авторитет масорета в раввинистических и караимских интеллектуальных кругах.
Ключевые слова:
Список литературы:
Васильева О. В. «Одесское собрание» Авраама Фирковича / О. В. Васильева // Восточный сборник. СПб., 2003. № 6. С. 12-35. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1780-1800/Kollekc_Firkovic/frametext.htm
Васильева О. В. Восточные рукописные фонды Российской национальной библиотеки / О. В. Васильева // Письменные памятники Востока. 2005. № 1 (2). С. 217-238.
Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович: еврейские рукописи, история, путешествия / В. Л. Вихнович. СПб.: Академия исследований культуры, 2012. 365 с.
Гаркави А. Я. Исторические очерки караимства: Из этюдов о евр. сектах: в 2 вып. / А. Я. Гаркави. СПб.: Типо-литография А. Е. Ландау, 1897-1902. Вып. 1. 61 с. Вып. 2. 22 с.
Гаркави А. Я. Караимы / А. Я. Гаркави // Еврейская энциклопедия. СПб.: Тип. Акц. общ. Брокгауз — Ефрон, 1906-1913. Том 15. С. 617-619.
Григоришин С. В. Исторический источник в цифровую эпоху: сравнение первоисточника Ленинградского кодекса, его факсимильного издания и электронной версии (Вестминстерского Ленинградского кодекса) / С. В. Григоришин // Документ. Архив. История. Современность: материалы VI Международной науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 244-247.
Древние Еврейские кодексы и другие памятники // Записки Одесского общества. Одесса, 1844. № 1. С. 640-649.
Куник А. А. Тохтамыш и Фиркович. По поводу спора о двух искаженных еврейских надписях и двух вымышленных летоисчислениях / А. А. Куник // Записки Императорской Российской Академии Наук. СПб., 1880. Том 27. Приложение 3. С. 1-64.
Лебедев В. В. К источниковедческой оценке некоторых рукописей собрания А. С. Фирковича / В. В. Лебедев // [Православный] Палестинский сборник. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. Вып. 29 (92): История и филология. С. 57-63.
Маймонид. Путеводитель растерянных / Маймонид; пер. и комм. М. А. Шнейдера. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Маханаим, 2010. 589 с.
Саадья Гаон. Книга верований и мнений / Саадья Гаон; пер. Корзаковой Х.-Б.; ред. Горин Борух. М.: Книжники, 2016. 424 с.
Старкова К. Б. Рукописи коллекции Фирковича Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина / К. Б. Старкова // Письменные памятники Востока. Ежегодник 1970. М.: Наука, 1974. С. 165-192.
Тов Э. Текстология Ветхого Завета / Э. Тов; науч. ред. Г. Ястребов; пер. с англ. К. Бурмистрова, Г. Ястребова. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2001. 424 с.
Федорчук А. М. Находки и загадки Авраама Фирковича / А. М. Федорчук // Восточная коллекция. 2006. № 2. С. 77-88.
Фиркович А. Авне Зиккарон / А. Фиркович. Вильно, 1872. [На иврите]
Хвольсон Д. А. Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма и надгробные и другие надписи из иных мест в древнем еврейском квадратном шрифте, также и образцы шрифтов из рукописей от IX-XV столетия, собранные и объясненные Д. А. Хвольсоном / Д. А. Хвольсон. СПб.: Тип. ИАН, 1884. 538 с.
Хофман А. Священный сор. Потерянный и возвращенный мир Каирской генизы / А. Хофман, П. Коул. М.: Книжники, 2013. 368 с.
Шапира Д. Нынешнее состояние ряда приписок к колофонам на библейских рукописях из первого собрания А. С. Фирковича / Д. Шапира // Материалы Одиннадцатой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике / под ред. Р. М. Капланова, В. В. Мочаловой. М.: Институт славяноведения РАН, 2004. Ч. 1. С. 102-130.
Biblia Hebraica / R. Kittel, P. Kahle (eds.). Stuttgartiae, 1937.
Biblia Hebraica Stuttgartensia / Hg. K. Elliger, W. Rudolph. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.
Biblia Hebraica Leningradensia: Prepared according to the Vocalization, Accents and Masora of Aaron ben Moses ben Asher in the Leningrad codex / A. Dotan (ed.). Massachusetts: Peabody, 2001.
Kahle P. The Cairo Geniza / P. Kahle. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 1959. 316 pp.
Katsh A. I. Catalogue of Hebrew Manuscripts Preserved in the USSR / A. I. Katsh. New York, 1957.
Pinner Н. М. Prospectus der Odessaer Gesellschaft fur Geschichte und Altertumer gehorenden altesten hebraischen und rabbinischen Manuscripte / Н. М. Pinner. Odessa, 1845.
Strack H. Katalog der Hebräschen Bibelhandschriften der Kaiserlichen Oeffentlichen Bibliothek in St. Petersburg / H. Strack, A. Harkavy. St. Petersburg and Leipzig, 1875.
Strack H. A. Firkowitch und Seine Entdeckungen / H. A. Strack. Leipzig, 1876.
The Leningrad Codex: A Facsimile Edition / gen. ed. D. N. Freedman. Michigan: Grand Rapids, 1998.
Yeivin I. Introduction to the Tiberian Masorah / I. Yeivin; E. J. Revell (ed.). Chicago: Society of Biblical Literature, 1980.