Выпуск:
2020. Том 6. № 4 (24)Об авторах:
Белозёрова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, natnicbel@gmail.comАннотация:
В статье исследуется меню ресторана как одного из компонентов ресторанного дискурса. Текст меню представляет большой материал для изучения языковых и культурных особенностей участников дискурса и специфики языкового ландшафта города. Рассматриваются меню ресторанов Франции («La Tartine» в г. Альби) и России («Чум» в г. Тюмени) с целью выявления прагматических доминант данного типа текста.
Проводится контекстуальный, структурный, семантический и функциональный анализ текстов основного меню, детского меню, меню бизнес-ланча и пр. В работе используется когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подход к исследованию текста. Предложена структура современного ресторана с точки зрения лингвиста и выделена категория дуальности двух основных компонентов — эргонима ресторана и меню ресторана.
В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что семантика наименований блюд напрямую зависит от историко-культурного контекста, элементы которого зачастую играют роль аттракторов и выполняют прагматическую функцию. Региональный компонент как в составе блюда, так и в его наименовании является прагматической доминантой, которая воздействует на потребителя как имплицитно (La Tartine), так и эксплицитно (Чум). Тексту меню присущи три основные функции: информативная. прагматическая и коммуникативная. Гибридность представляется неотъемлемым признаком текста регионального меню вследствие происходящей культурной интеграции, отражающейся, в том числе в номинации блюд. Структура меню подчинена его прагматической функции (строгая структура для основного меню, упрощенная — для меню бизнес-ланча). Наименования блюд являются аттрактором, а ингредиенты — семантическими компонентами. Общая прагматическая доминанта для региональных ресторанов Франции и России — региональный компонент в составе блюда.
Ключевые слова:
Список литературы:
Белозерова Н. Н. Семиолингвистические аспекты интегративной поэтики (на материале русских, английских и ирландских художественных текстов): дис. … д-ра филол. наук / Н. Н. Белозерова. Екатеринбург, 2001. 352 c.
Блазнова Н. А. Точечные аттракторы в структуре текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Блазнова. Кемерово, 2002. 19 с.
Болдырева Э. Т. Креативный аттрактор как структурный компонент текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э. Т. Болдырева. Челябинск, 2007. 22 с.
Бронник Л. В. Понятие аттрактора и лингвистическая теория: о трудностях интеграции научного знания (на примере дискурсивного акта) / Л. В. Бронник // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-attraktora-i-lingvisticheskaya-teoriya-o-trudnostyah-inte... (дата обращения: 25.08.2020).
Буренкова С. В. Языковые особенности текста ресторанного меню (на материале немецкого языка) / С. В. Буренкова, А. А. Быструшкина // Диалоги без границ: язык, культура, карьера: Материалы научно-практической конференции. Белгород: Издательство ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2017. С. 58-62.
Заяц Т. В. Ресторанное меню как вид креолизованного текста / Т. В. Заяц, Е. В. Моисеева, З. Ф. Усманова // Актуальные научные исследования в современном мире. Переяслав-Хмельницкий, 2018. С. 25-29.
Кириленко С. А. Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта / С. А. Кириленко // Альманах «Studia culturae». 2002. Выпуск 3. № 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C. 111-125.
Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. М.: Русский язык, 1998. URL: http://www.slovorod.ru/dic-krysin/index.html (дата обращения: 14.09.2020).
Лакофф Р. Социальная идентичность в жанре меню: «человек есть то, что он ест» / Р. Лакофф // Жанры речи: Сб. науч. ст. Вып. 8. Саратов; Москва: Лабиринт, 2012. С. 140-163.
Москалъчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г. Г. Москальчук. Барнаул, 1999. 43 с.
Новичихина М. Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации: автореф. дис. … д-ра филол. наук / М. Е. Новичихина. Воронеж, 2004. 36 с.
Олянич А. В. Гастрономический дискурс / А. В. Олянич // Дискурс-Пи. 2015. № 2. С. 157-160.
О нас // Французская выпечка | La Tartine. URL: https://www.latartine.kz/o-nas
Степанова Л. А. Ресторанное меню как особый вид текста / Л. А. Степанова // Меридиан. 2017. № 6. С. 72-74.
Ундрицова М. В. Глюттонический дискурс: лингвокультурологические, когнитивно-прагматические и переводческие аспекты: дис. … канд. филол. наук / М. В. Ундрицова. Москва, 2015. 290 с.
Французская выпечка | La Tartine. URL: https://www.latartine.kz/
Greimas A. J. Pour une théorie des modalités / A. J. Greimas // Langages. 1976. № 43. pp. 90-107. URL: https://www.persee.fr/doc/lgge_0458-726x_1976_num_10_43_2322 (дата обращения: 23.09.2020).
Jurafsky D. The Language of Food: A Linguist Reads the Menu Paperback / D. Jurafsky. New York: Norton, 2014. 272 pp.
Menu — La Tartine // thefork. URL: https://www.thefork.com/restaurant/la-tartine-r216887/menu
Photo: tortilla de queso y hamburguesa // Tripadvisor. URL: https://www.tripadvisor.com/LocationPhotoDirectLink-g187167-d1332728-i149327715-La_Tartine-Albi_Tarn...
van Dijk T. Discourse and Context. A Sociocognitive Approach / T. van Dijk. New York: Cambridge University Press, 2008. 267 pp.