Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2020. Том 6. № 3 (23)

Название: 
Прозрачное в повести В. Набокова «Волшебник»


Для цитирования: Дроздова А. О. Прозрачное в повести В. Набокова «Волшебник» / А. О. Дроздова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 78-93. DOI: 10.21684/2411-197X-2020-6-3-78-93

Об авторе:

Дроздова Анастасия Олеговна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, научный сотрудник кафедры языкознания и литературоведения, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; an.o.droz@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5728-142X

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению перцептивного эффекта «прозрачности» в последней русскоязычной повести В. Набокова «Волшебник». Цель работы — охарактеризовать формы метаописания Набокова, связанные с поэтологической проблемой развития творчества в момент языкового перехода. Предметом исследования является перцептивное пространство повести.

Для характеристики перцептивной образности мы обращаемся к структурно-семиотическому методу, а также к опыту классификации повествовательных приемов Набокова, представленному в статье Ю. Левина.

Исследование позволило определить, что прозрачность является конструктивным принципом, который образует 1) конфликт («шаралатан» борется с «волшебником»); 2) совмещение разных перцептивных модусов, важное для конструирования сюжета о слепом герое; 3) дискретное художественное пространство; 4) динамику перцептивной и оценочной точек зрения. Этот принцип реализуется на уровнях сенсорных контаминаций, эллипсисов, а также отдельных образов восприятия с семантикой прозрачности. Отмечается, что выбор средств создания «прозрачного» восприятия напрямую связан с проблемой авторской идентичности.

Список литературы:

  1. Аверин Б. Воспоминание у Набокова и Флоренского / Б. Аверин // В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. В 2 томах / сост. Б. Аверин и др. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. Том 2. С. 485-498.

  2. Аверин Б. Набоков и набоковиана / Б. Аверин // В. В. Набоков: Pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. В 2 томах / сост. Б. Аверин и др. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. Том 1. С. 846-862.

  3. Барабтарло Г. Бирюк в чепце / Г. Барабтарло // Звезда. 1996. № 11. С. 192-206.

  4. Барабтарло Г. Троичное начало у Набокова: о движении набоковских тем / Г. Барабтарло // В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. В 2 томах / сост. Б. Аверин и др. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. Том 2. С. 194-212.

  5. Вейдле В. Набоков. Первая «Лолита» / В. Вейдле // В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. В 2 томах / сост. Б. Аверин и др. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. Том 2. С. 864-868.

  6. Грейсон Дж. Метаморфозы «Дара» / Дж. Грейсон // В. В. Набоков: Pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. В 2 томах / сост. Б. Аверин и др. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. Том 1. С. 585-630.

  7. Джонсон Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова / Д. Б. Джонсон; пер. с англ. СПб.: Симпозиум, 2011. 352 с.

  8. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове / А. Долинин. СПб.: Академический проект, 2004. 400 с.

  9. Задорнова В. Я. Синестезия как стилистический прием в прозе В. Набокова и возможности его передачи на другом языке / В. Я. Задорнова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 1. С. 9-19.

  10. Кривошлыкова Л. В. Особенности языковой и культурной картины мира билингва В. Набокова / Л. В. Кривошлыкова // Russian Journal of Linguistics. 2013. № 1. С. 91‑95.

  11. Левин Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа В. Набокова «Дар» / Ю. И. Левин // Russian literature. 1981. № 9. С. 191-230.

  12. Леденев А. В. Литература первой волны эмиграции: основные тенденции литературного процесса / А. В. Леденев // Русское зарубежье. 2013. № 2. С. 116-136.

  13. Маликова М. Э. Фантомный парижский поэт Василий Шишков / М. Э. Маликова // Русская литература. 2013. № 1. С. 181-210.

  14. Минц З. Г. Поэтика Александра Блока / З. Г. Минц. СПб.: Искусство-СПБ, 1999.

  15. Набоков В. В. Василий Шишков / В. В. Набоков // Русский период. Собрание сочинений в 5 томах / сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2008. Том 5. С. 407-413.

  16. Набоков В. В. Волшебник / В. В. Набоков // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах / сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2008. Том 5. С. 43-81.

  17. Набоков В. В. Камера обскура / В. В. Набоков // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах / сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2006. Том 3. С. 253-393.

  18. Набоков В. В. О книге, озаглавленной «Лолита» / В. В. Набоков // В. В. Набоков: Pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: в 2 томах / сост. Б. Аверин и др. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. Том 1. С. 77-83.

  19. Напцок М. Р. Дискурс В. Набокова: к вопросу о лингвокультурной идентичности автора / М. Р. Напцок // Филология и человек. 2010. № 3. С. 87-97.

  20. Петровская Е. В. Теория образа / Е. В. Петровская. М.: Изд-во РГГУ, 2011. 286 с.

  21. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.

  22. Семенова Н. В. Роман В. Набокова «Лолита»: «полифония» структуры и оценок / Н. В. Семенова // Балтийский филологический курьер. 2004. № 4. С. 35-43.

  23. Стрыгин А. Ю. Особенности реализации цветовой синестезии в корпусе текстов В. В. Набокова / А. Ю. Стрыгин // Филологический аспект. 2019. № 4 (48). С. 240‑246. URL: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-realizatsii-tsvetovoj-sinestezii-­v-korpuse-tekst... (дата обращения: 29.09.2020).

  24. Фарино Е. Введение в литературоведение: учебное пособие / Е. Фарино. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.

  25. Флоренский П. Обратная перспектива / П. Флоренский // Священник Павел Флоренский. Сочинения в 4 томах / П. Флоренский; сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева) и др. М.: Мысль, 2000. Том 3 (1). С. 46-103.

  26. Хайнади З. Живописание словом. О поэтической функции визуального изображения в творчестве Л. Толстого / З. Хайнади // Вопросы литературы. 2010. № 6. С. 359-377.

  27. Ханзен-Леве А. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов / А. А. Ханзен-Леве. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.

  28. Beaujour E. K. Bilingualism / E. K. Beaujour // The Garland Companion to Vladimir Nabokov / edited by V. E. Alexandrov. New York: Routledge, 1995. Pp. 37-43.

  29. Connolly J. W. A Reader’s Guide to Nabokov’s «Lolita» / J. W. Connolly. Boston: Academic Studies Press, 2009.

  30. Connolly J. W. Nabokov’s Early Fiction: Patterns of Self and Other / J. W. Connolly. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

  31. Cornwell N. From Sirin to Nabokov: The Transition to English / N. Cornwell // The Cambridge Companion to Nabokov / edited by J. W. Connolly. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. Pp. 151-169.

  32. Wu Lida Zeitlin. Nabokov’s optical paintbox: color in the real life of Sebastian Knight / Lida Zeitlin Wu // Nabokov Online Journal. 2018. Vol. XII. URL: http://www.nabokovonline.com/uploads/2/3/7/7/23779748/2_nabokov’s_optical_paintbox_lida_zeitlin_wu.p... (дата обращения: 02.09.2020).